Международные санкции не уменьшили количество клиентов Новгородского центра поддержки экспорта
Как показало время, отечественный бизнес, в том числе и новгородский, научился работать в условиях ограничений. Предпринимателям пришлось переориентировать свои экспортные поставки с европейского рынка на другие. О том, как малый и средний бизнес получает помощь в поиске зарубежных партнёров, как вести внешнеэкономическую деятельность, НВ поговорили с заместителем директора Новгородского центра поддержки экспорта Дарьей ЯНВЕЛЬДТ.
— Дарья Алексеевна, как Центр отреагировал на сложившуюся ситуацию и пришёл на помощь предпринимателям?
— Все услуги, которые Центр предоставлял предпринимателям до санкций, он продолжает оказывать в прежнем объёме. К существующим формам поддержки добавилось финансирование логистических затрат для экспортёров. У многих возникли сложности с отправкой продукции до конечного покупателя, увеличилась стоимость логистики. Часть затрат, связанных с логистикой, в размере 80 процентов Центр может софинансировать. При этом максимальная сумма составляет 1 миллион рублей. С конца прошлого года новгородские предприниматели начали активно интересоваться данной услугой. Но процедура её получения небыстрая: необходимо точно согласовать маршрут, стоимость, объём поставки. Три организации уже получили поддержку, три заявки находятся в работе Центра.
— Какие страны сейчас открыты для сотрудничества с новгородским бизнесом?
— Если посмотреть на статистику последних лет, то основной поток новгородских товаров экспортировался в Европу, в Скандинавию. Что логично, поскольку они к нам ближе. Теперь большая часть продукции отправляется в Казахстан, в Республику Беларусь. Заключаются контракты с Узбекистаном. Недавно наша делегация вернулась из деловой поездки в Азербайджан. До санкций эта страна не особо рассматривалась как перспективная для продажи новгородских товаров. Но увидев, что там есть интерес к ним, будем искать возможности сотрудничества. И в целом Центр работает над тем, чтобы найти новые рынки сбыта.
— А на рынки азиатских государств новгородская продукция может выйти? Насколько реально её продавать, допустим, в Китае?
— Попасть на рынки стран Азии непросто. Надо учитывать особенности их культуры, способы ведения деловых переговоров и бизнеса. К продукции они предъявляют свои требования. Несколько лет назад Центр пытался находить там покупателей, но ощутимого результата не было. Китайская сторона хотела получать из нашей области в больших количествах лес, пиломатериалы, но по низкой цене, которая наших предпринимателей не устроила. В настоящее время ищем пути, как новгородским товарам выйти в китайские торговые сети. Своим опытом в этом с нами делился московский Центр поддержки экспорта. Но процесс выведения отечественной продукции на китайский рынок долгий. Для продуктов питания на это уходит год, а для косметических средств требуется ещё больше времени. К слову, надо учитывать предпочтения китайцев. Им нравятся гиперсладкий вкус, яркие цвета упаковки. Некоторые продукты питания из-за рубежа там вообще находятся под запретом. К тому же далеко не каждая компания готова запустить отдельную линию для китайского рынка, тратить на него время и деньги.
— Что сегодня экспортирует Новгородская область?
— Центр поддержки экспорта ориентирован на то, чтобы из региона экспортировалась в большем объёме не сырьевая продукция, а готовая. Предприятия самых разных направлений производят на территории нашего региона много товаров, которые востребованы за рубежом. Это и оборудование для нефтегазовой промышленности, и производственные манипуляторы, и стильная недорогая одежда для детей и подростков, и одноразовые медицинские изделия, и вещи хендмейд, и сувенирная продукция.
— А услуги новгородские компании за рубеж предоставляют?
— С ними сложнее. Но организации, которые работают в этой сфере, также могут обратиться в наш Центр. Правда, таких было немного. В основном они касались туризма, обучения иностранцев русскому языку онлайн.
— Как в целом Центр оценивает прошедший 2022 год?
— Несмотря на ситуацию с санкциями, в прошлом году экспортных контрактов, заключенных новгородскими компаниями, было больше, чем в 2021-м. 2022 год стал годом новичков. Сотрудники Центра оказали услуги более 300 организациям. Помогаем с поиском иностранных партнёров, организуем бесплатное участие в международных выставках, подбираем международную электронную торговую площадку, проводим на ней регистрацию и продвижение. Впрочем, были компании, которые прекратили экспортную деятельность. Но в предпринимательстве не может быть только одной какой-то тенденции. Во всяком случае новгородские предприниматели через наш Центр могут без опасений попробовать себя в экспорте, сделать первую отправку за рубеж с нашей поддержкой, получить консультации по вопросам экспорта. Пожалуй, первый шаг — самый сложный. Но экспортная деятельность даёт компаниям возможность развиваться, искать новые территории для сбыта своей продукции, видеть новые потребности людей, совершенствовать технологии и как итог — получать прибыль.