Базирующаяся в Крестцах компания «Биопродмаш» ищет выход на новые зарубежные рынки
Клетчатку, выпущенную в Крестецком районе, будут использовать турецкие производители продуктов питания. Поставлять эту важную добавку на противоположный берег Чёрного моря будет компания «Биопродмаш», которая работает в Крестцах с 2018 года. На протяжении уже нескольких лет она является основным производителем клетчатки в России. Предприятие стало победителем областного конкурса «Экспортёр года — 2023» в номинации «Новая география». Оно ищет пути на новые рынки, и одним из них стала Турция.
Такая важная клетчатка
«Биопродмаш», штаб-квартира которого находится в Санкт-Петербурге, более 20 лет занимался производством других пищевых ингредиентов, а клетчатку импортировал в Россию в больших объёмах из Европы. Одновременно компания получала опыт работы с этим продуктом и изучала технологию его производства. Однажды наступил тот день, когда на предприятии поняли, что способны начать собственный выпуск клетчатки и приступили к заказу нужного оборудования и выбору будущей производственной площадки, остановившись на Крестцах.
— Удачное логистическое расположение, доступ к энергоресурсам, хорошее отношение и поддержка местного самоуправления, в том числе губернатора, — объясняет причины выбора дислокации генеральный директор компании Илья ШАБАНОВ.
Клетчатка — незаменимый для человека продукт. Она не расщепляется в кишечнике и способна связывать и выводить из организма вредные вещества, способствовать похудению. По словам главного технолога предприятия Алексея БЕРЕГОВСКОГО, клетчатку используют в производстве практически всех продуктов.
— Этот ингредиент добавляют при производстве молочных продуктов — всевозможных творожков, сырков, творожной массы, на основе клетчатки производят йогурты, различные начинки, мясные полуфабрикаты, колбасы, — перечисляет Алексей. — В массе каждого отдельного продукта она занимает не более одного процента, но поскольку используют клетчатку почти во всех продуктах, производство её достигает больших объёмов.
В России клетчатку не производили никогда. Во времена Советского Союза в стране не владели технологией её производства и не выпускали соответствующее оборудование — покупали за рубежом. Мировыми лидерами на этом рынке были Польша, Германия, Канада.
— Не было необходимости в производстве своей клетчатки, — объясняет Алексей Береговский. — Мир глобализации подразумевает, что не все продукты можно выпускать в своей стране, но современная ситуация диктует другие условия. Технологию мы разрабатывали и оттачивали вместе с профессором Казанского национального исследовательского технологического университета Альбертом Канарским. Он — очень известный специалист по работе с волокнами. Сейчас мы легко конкурируем с иностранными поставщиками в качестве клетчатки.
Сегодня Россия обеспечивает себя клетчаткой собственного производства на 99%. Самый заметный игрок на отечественном рынке — «Биопродмаш», озаботившийся производством этого продукта ещё до запуска программы импортозамещения.
Своё, родное
После того как в 2018 году в Крестцах запустили завод «Биопродмаш», предприятию не пришлось тратить время на поиск заказчиков: ими стали те компании, которые ранее закупали у импортёра клетчатку зарубежного производства. К слову, сейчас «Биопродмаш» производит около 300 тонн клетчатки в месяц, а импортировалось в среднем 250 тонн в месяц.
— Число заказчиков выросло, и несмотря на то, что на рынке появились и другие игроки, мы смогли нарастить объём производства и реализуем всю изготовленную клетчатку, — сообщил Алексей Береговский. — В чём причина? Импортных готовых пищевых продуктов в России стало меньше. Кроме того, на смену иностранным пищевым производствам приходят российские. И в целом их число растёт. Отечественный рынок пищевых производств за последние годы увеличился на 30–40%.
Помимо непосредственно клетчатки «Биопродмаш» производит полуфабрикаты с этой добавкой, например концентраты морсов и капсулированную клетчатку, выпускает полезные напитки с ней. В скором будущем предприятие планирует расширить линейку и готовится производить добавки в корма для домашних животных — кошек и собак.
Компания ищет выход на новые зарубежные рынки. По словам Ильи Шабанова, «Биопродмаш» много сотрудничает с Новгородским центром поддержки экспорта. Он не только помогает найти новых партнёров, но и компенсирует затраты компании на участие в международных выставках. В 2023 году одним из таких форумов станет международная выставка оборудования, технологий, сырья и ингредиентов для пищевой и перерабатывающей промышленности «Агропродмаш» в московском «Экспоцентре».
— Мы не торопимся, изучаем иностранные рынки не спеша. Завод и без того продаёт сейчас 90% того, что может продать, — объясняет Алексей Береговский. — Чтобы работать с зарубежьем, нужно увеличивать и производственные мощности.
«Биопродмаш» уже давно настроил стабильные поставки в Грузию, Белоруссию, Узбекистан, Казахстан. Среди новых направлений — Турция. Сейчас предприятие изучает возможность экспорта в Латинскую Америку и Объединённые Арабские Эмираты.