Воскресенье, 22 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

В гостях у Кипрея Шишкина

Не придумано пока технологии, чтобы заменить ручную переборку шишек.

Не придумано пока технологии, чтобы заменить ручную переборку шишек.

Фото: Василия ДУБОВСКОГО

На фабрике в деревне Емельяновское производят приятное с полезным

Причем производят в немалом количестве: только иван-чая — 60 тонн в год. В своей отрасли сегодня это — одно из самых больших предприятий. Правда, затруднительно сказать, что это за отрасль. Наши производители пока не приписаны ни к полю, ни к лесу, ни куда-либо ещё. 

Такой дикорастущий бизнес, в общем. 

В самом деле иван-чай (он же кипрей) не высаживают, так собирают. За натуральными добавками к чаю — это лесные ягоды — в лес ходят. Сырьё для соков и морсов — тоже как бы само растёт. И для варенья — эта тема уже про сосновые шишки. Вернее, шишечки. Ведь их собирают маленькими, свеженькими и зелёненькими. Говорят, жутко вкусно и страшно полезно. Просто здоровее живётся-дышится. Медицинский факт. Не зря же это варенье любят доктора. 

Шишкина сладость — самый трудоёмкий продукт. Нет пока технологии, чтобы заменить ручную сортировку. Работницы садятся в кружок, перебирают шишки, отрывают хвостики.

Цех выдаёт 300–400 килограммов варенья в день. Шишки с клюквой, брусникой, морошкой — все добавки сугубо натуральные. 

Раньше и при изготовлении чая применялась ручная сортировка. Несколько пар женских рук, килограммов 100 перебранных за смену полуфабрикатов иван-чая и добавок. Теперь это работа для одного оператора, управляющего умным агрегатом под названием «Сапсан», который перебирает полтонны будущего чая в день. Что приятно, агрегат — наш, российский. 

— Он учится, решает задачу, — объясняет директор по производству ООО «Емельяновская биофабрика» Сергей ФЁДОРОВ. — То есть распознаёт посторонние примеси — хоть травинку, хоть что-то ещё.

Действительно, «Сапсан» буквально видит эти примеси: внутри стоит фотоборудование. Включается мощный компрессор, открывается нужная форсунка (их всего порядка трёхсот) — и ненужное, попросту говоря, вылетает наружу. 

— А это роллеры, — экскурсия продолжалась в цехе сушки. — Таких больших вы не увидите нигде. 

— В области? — пытаюсь уточнить.

— В России! — отвечает Сергей Владимирович. 

А ещё на фабрике есть очень самостоятельный, потому что компьютеризирован, фасовочный аппарат. Сам взвешивает чай. По заданию оператора, естественно. Вам ромашки? 30 граммов на пачку? Не вопрос! 

Жаль, что не удалось увидеть всю эту технику в деле: в ожидании перебоев с электроэнергией, о чём заранее предупредили энергетики, оборудование отключили. 

Кроме агрегатов у каждого цеха — свой запах. Вялят, мельчат, сушат, смешивают, фасуют. Наверное, когда привыкаешь, эффект уже не тот. Но я бы лично ещё кружок по фабрике сделал с удовольствием. Чего уж там, редко удаётся принять такие ингаляции.

Когда-то тут было совсем по-другому: в Емельяновском располагался филиал одного из новгородских предприятий радиоэлектронной промышленности. От завода остались постройки, хоть и не в лучшем состоянии. Вот на эту, скажем так, базу и обратили внимание хвойнинские предприниматели, вдохновлённые идеей чая по-копорски. Что-то пришлось серьёзно ремонтировать, что-то — строить заново, но вот уже восемь лет биофабрика выпускает свой чистейший с экологической точки зрения продукт. 

На предприятии — 80–90 постоянных работников. Летом, в сезон заготовки сырья, к ним добавляются ещё 30–40. Фабрика готова принимать сырьё и от заготовителей, работающих самостоятельно, но таких желающих среди местных жителей почти что нет. И на перспективу уже встаёт вопрос о том, чтобы попробовать самим выращивать иван-чай для нужд фабрики. 

Сергей Фёдоров: «Чем мы не сельхозпроизводители?» Фото Василия ДУБОВСКОГО

По словам Сергея Фёдорова, найти подходящие поля не так просто, как может показаться на первый взгляд. Да, кипрей растёт как сорняк и довольно живуч. Но ему не всякая почва по нраву. 

Вместе с тем окультуривание этого растения — хороший аргумент в пользу прописки таких производств, как Емельяновская биофабрика, в сельскохозяйственной отрасли. А агросектор — это субсидии, льготы по налогам и прочие преимущества. Гораздо более благоприятная среда, чтобы рос сам бизнес. 

— Мы, конечно, очень рассчитываем на такую перемену, — говорит 

Сергей Фёдоров. — Развитие предполагает дальнейшую автоматизацию, приобретение более производительных линий для соков, сиропов. В настоящее время помогает то, что нас уже знают, мы производим довольно популярный продукт. Между прочим, в иван-чае витаминов больше, чем в лимоне.

* * * 

Хорошему делу — хорошее будущее. Да, по просьбе администрации Хвойнинского района отмечаем, что биофабрика оказывает немалую спонсорскую поддержку, в том числе участникам СВО.

Теги: Хвойная, фабрика, Емельяновское

РЕКЛАМА

Еще статьи

Инфографика Ирины ДЕНИСЕНКО

Все средства хороши

Бюджет Новгородской области на ближайшую трёхлетку сохранил социальную направленность

18.12.2024 | Экономика

Инвестиционная привлекательность — это новые рабочие места, улучшение качества жизни.

«Зачем я здесь?»

Как новгородской глубинке привлечь инвестиции

11.12.2024 | Экономика

Маркирование сельхозживотных проводят даже в небольших хозяйствах.

Коровке — по бирочке, лошадке — по микрочипу

В Новгородской области на платформе «Хорриот» промаркировано более 90% сельскохозяйственных животных

11.12.2024 | Экономика

На встрече в Исфахане новгородская делегация обсудила с иранской стороной перспективы сотрудничества в области науки и образования.

От пломбира до машиностроения

Новгородские компании находят бизнес-партнёров в Китае и Иране

04.12.2024 | Экономика

Экономика ищет баланс

Задача Центробанка — привести спрос и предложение к равновесию

04.12.2024 | Экономика

Участники мероприятия обсудили новые перспективы, которые откроются семейным компаниям.

Общее дело

В регионе растёт число семейных компаний

27.11.2024 | Экономика

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 18.12.2024 года

РЕКЛАМА