С 1 сентября 2018 года родители будут получать сертификаты на бюджетное обучение детей в учреждениях дополнительного образования
Не один год идее изменить схему финансирования — передать государственные средства не организациям, занимающимся с ребятишками, а семьям, наделив их правом выбора центра допобразования, конкретной студии или секции и педагогов. И несколько лет в ряде регионов этот проект реализовывался как пилотный, правда, Новгородская область в нём не участвовала. Но в этом году на персонифицированное финансирование должны перейти все субъекты РФ. Это прописано в паспорте федерального проекта по доступному дополнительному образованию, разработанному в 2016 году.
Навигатор подскажет
— В прошлом году была принята программа Новгородской области по дополнительному образованию до 2021 года, в которой также закреплены показатели по сертификатам, — вводит в курс дела руководитель Регионального модельного центра допобразования детей Наталья КОКОРЕВА. — К 1 декабря 2018 года мы должны охватить персонифицированным финансированием не менее 75% территории, то есть 15 районов и Великий Новгород, и не менее 10% учащихся различных кружков и студий.
На текущий год наш регион получил из госказны субсидию в размере 13,5 млн. рублей на начальный этап реализации названной областной программы.
— Перед субъектом РФ поставлено несколько задач: создать модельный центр, что уже сделано; во всех районах дать возможность детям от 5 до 18 лет заниматься в учреждениях допобразования по шести направлениям: социально-педагогическое, художественное, туристско-краеведческое, естественно-научное, физкультурно-спортивное и техническое, — продолжает Наталья Викторовна. — В настоящее время есть существенный перекос в сторону студий по танцам, ИЗО и прикладного творчества, музыкальных классов, спортивных секций. И очень мало кружков технического и естественно-научного профиля. Поэтому сейчас занимаемся выравниванием доступности для ребят всех направлений. Кроме того, необходимо создать условия для одаренных учащихся и детей с особенностями здоровья. А еще запустить к ноябрю интернет-навигатор по действующим в районах области программам дополнительного образования.
В апреле «Навигатор 53.ру» заработает в тестовом режиме и пока только по Старорусскому району. Рушане смогут выбирать кружки по общим направлениям либо сузить поиск, задав, скажем, возраст ребенка и конкретный вид спорта или художественного творчества. Программа представит краткое описание образовательных программ, назовет педагогов, выдаст портфолио их достижений, опыта, авторских наработок, укажет местоположение учреждения, расписание занятий. Впоследствии, когда навигатор объединит информационную базу всех районов и городского округа, его дополнят методической копилкой для обмена опытом наставников, инструментом независимой родительской оценки деятельности руководителей кружков и секций.
Виртуальный сертификат
Что же касается персонифицированного финансирования, то его тоже с наскоку внедрить не получится.
— В ближайшее время выйдет распоряжение Правительства Новгородской области, которое утвердит порядок предоставления услуг дополнительного образования на основе индивидуального финансирования. Потом будут разработаны правила их оказания, — объясняет Кокорева. — Уже началась работа по составлению реестра поставщиков услуг. Речь идет обо всех организациях, в том числе частных, имеющих лицензию на программы дополнительного образования. Именно из этого списка в будущем новгородцы и будут выбирать учреждения для передачи бюджетных средств сертификата. Параллельно идет процесс и по наполнению базы данных по всем жителям нашего региона от 5 до 18 лет, имеющим право на посещение кружков, студий, секций, и их законных представителей.
Сертификата в бумажном варианте не будет. Родителям предложат на специально разработанном сайте, стыкующемся и с навигатором, и с электронным реестром поставщиков, определиться через личный кабинет с выбором программы допобразования и педагогом. Однако определившись, мамам и папам придется не виртуально, а реально дойти до выбранного учреждения и заключить договор об оказании бюджетных услуг по сертификату. И только после этого средства будут переведены на счет этой организации.
Кокорева не скрывает, что есть подводные камни в персонифицированном финансировании. Например, вполне может оказаться, что к одним педагогам выстроится очередь из желающих обучаться, а у других будет недобор. А ведь от наполняемости групп напрямую зависит заработная плата специалистов. Или, скажем, родители станут медлить с заключением договора, и учреждение не получит денег.
— Мы сейчас определяем сумму сертификата. Внедрять его в текущем году начнем с программ допобразования, реализуемых учреждениями пока только одной — учебной отрасли региона. Что важно, сертификат предназначен только для новичков бюджетных отделений. В последующие же годы обучения государство гарантирует детям, ранее принятым на бесплатные места, бюджетную поддержку. С 1 сентября текущего года мы не планируем запускать персонифицированное финансирование сразу по всем шести направлениям допобразования. Вероятней всего, начнем с технического и естественно-научного профиля, и не исключено, что стоимость сертификата будет выше среднерасчетной по региону. Это нужно для того, чтобы в районах, где долгие годы не было такой кружковой деятельности и, соответственно, педагогов, смогли бы высокой заработной платой привлечь специалистов для работы с детьми. По всем прочим направлениям организации, как и прежде, получат средства на исполнение муниципального заказа на дополнительное образование ребятишек, — пояснила позицию руководитель Регионального модельного центра.
А меж тем в самих учреждениях допобразования...
Достоверной информацией о том, что будет с нового учебного года, организации не обладают. И потому строят предположения, высказывают опасения.
Так, сотрудники Дворца детского творчества имени Лени Голикова Великого Новгорода указывают на то, что уже с начала года изменились нормативы финансирования. Если прежде имеющиеся на дополнительное образование бюджетные средства делились одинаково на количество детей от 5 до 18 лет, проживающих в нашей области, то теперь суммы разнятся в зависимости от направления подготовки доп-образования, что ставит в неравные условия педагогов. И естественно, они опасаются того, что разрыв этот станет еще больше с переходом с муниципального задания на сертификаты.
Директор Дворца Людмила ПЯТУНИНА говорит, что домыслов станет меньше, как только что-то прояснится, но пока не было по теме персонифицированного финансирования ни совещаний, ни семинаров:
— Ситуация осложняется тем, что наше учреждение уже в апреле начнет приемную кампанию на следующий учебный год. А на каких условиях зачислять ребят, мы до сих пор не знаем.
В Региональном модельном центре успокаивают: всю основную подготовительную работу с учреждениями на местах специально отнесли на летний период, когда педагоги не так заняты. И утверждают, что сертификация допобразования точно начнется с начала 2018/19 учебного года.
Что ж, руководителям кружков, студий, секций, а также детям и родителям остается ждать 1 сентября.
Фото Владимира МАЛЫГИНА