Обладатель титула «Профессор года» Ирина Донина готовит будущих педагогов к постоянному саморазвитию и совместной работе с искусственным интеллектом
В ноябре в Москве на Профессорском форуме состоялось вручение национальных премий лучшим представителям высшей школы страны. «Профессором года» в номинации «Педагогические науки» стала сотрудник кафедры технологического и художественного образования НовГУ Ирина ДОНИНА.
Сама она говорит, что титул — это признание на общероссийском уровне заслуг не только её одной, а коллектива единомышленников. И что это — констатация успешной работы за определённый период.
— Коллеги из других вузов оценили, как мы в НовГУ готовим будущих педагогов. Значит, двигаемся в правильном направлении, — начала разговор Ирина Александровна.
— Вы — из семьи преподавателей. Полагаю, в школьные годы перед вами не стоял вопрос: какую профессию выбрать?
— Не стоял. Да, папа и мама трудились в вузе. И, конечно, иногда, когда не с кем было оставить, брали меня с собой на работу. Наверное, можно сказать, что ещё с детства я стала частью педагогического сообщества. К слову, не было у меня сомнений и по поводу того, учителем какого предмета хочу стать. Точные дисциплины давались легко, я по конкурсу прошла в математический класс, который был единственным на весь город и в который брали только самых сильных ребят. После школы поступила в Новгородский педагогический институт на учителя математики.
— Но предметником в школе проработали всего пару лет. Почему?
— Мне поступило предложение из института. И я его приняла, поскольку хотелось быть ближе к науке, хотелось новые образовательные идеи проверять на уровне теории, методологии и практики.
Проблем со слушателями не было, ну разве что некоторые поначалу принимали меня за студентку, так как на тот момент мне было всего 25 лет. Я всегда стараюсь общаться с молодёжью на равных — не панибратски, но без высокомерия, снобизма. Сейчас всех ребят, которые обучаются у меня, называю коллегами. А как иначе? Мы же с ними вместе несколько лет прорабатываем до мельчайших подробностей вопросы образовательной отрасли. У нынешних студентов, особенно на первом курсе, нет глубины познаний, но зато большая широта охвата информационного поля. Они независимы. Готовы учиться многому и у многих. При этом преподаватель должен иметь у них авторитет — регалии, которыми обладает наставник, ничего не значат для современной молодёжи, они начинают внимательно слушать, если то, что ты говоришь и предлагаешь, откликается в них самих. То есть сегодня, в отличие от советского периода, учитель не является единственным источником информации, и его авторитет вполне можно оспорить. И поэтому, чтобы студенты учились с интересом, я как преподаватель должна владеть помимо тех же технологий, что и они, ещё и другими — незнакомыми, но привлекательными для них. Мой информационный охват обязан быть шире, чтобы всегда было что ещё рассказать.
— Вы за сочетание традиционных форм и новейших технологических?
— Говорят, что образование — консервативная сфера, изменения в которой происходят крайне медленно. В традиционных, проверенных десятилетиями подходах я вижу только плюсы. Но и оставаться в стороне от новых тенденций учебные организации не должны, иначе они не смогут ничему научить ребят, которые изначально в чем-то превосходят своих педагогов. Перед детскими садами, школами, университетами стоит непростая задача: с одной стороны заказчиком выступает государство, которое хочет получить определённый результат, с другой — родители и сами учащиеся. И образовательное учреждение должно соблюсти баланс, чтобы итог устроил все стороны процесса.
— А как вы, с точки зрения эксперта по образовательным технологиям, относитесь к проектному методу обучения, который в НовГУ применяется второй учебный год?
— Моя аспирантка сейчас работает над темой научно-методического сопровождения проектной деятельности. Полагаю, что за такой структурой — будущее. Проектные офисы в настоящее время формируются во многих структурах, включая бизнес-компании и органы исполнительной власти. Их задача — реализация идеи под ключ. И молодой специалист, выходя из стен вуза, должен иметь представление о принципах работы этой модели. Именно поэтому в НовГУ и набираются проектные команды из студентов разных факультетов, которые воплощают в жизнь задумки, то есть проходят все стадии реализации — от идеи до опытного образца или готового коммерческого предложения.
— Часто от педагогов, которые получали профессию ещё в советские годы, слышу, что сейчас университеты готовят не учителей, а специалистов по тому или иному направлению с правом работы в учебных организациях. И что такие ребята, придя в школу, имеют смутное представление о методике преподавания дисциплин…
— В прошлом на педагогических факультетах методика действительно шла отдельным предметом. Однако и в те времена у многих молодых учителей возникали трудности, когда они начинали практическую деятельность, потому что одно дело — теория и совсем другое — реальный класс. И тогда, и сейчас быстро понять, как донести тему до всех ребятишек и закрепить её, удаётся начинающим педагогам, у которых есть желание работать с детьми и совершенствоваться профессионально. К тому же в настоящее время советы педагогов-практиков доступны на специализированных интернет-сайтах.
— В Институте непрерывного педагогического образования НовГУ вы хотите создать лабораторию цифровой дидактики. Чем она будет заниматься?
— Пока идея существует в виде концепции. Но, думаю, через год-два лаборатория начнёт функционировать. В ней мы со студентами, педагогами-практиками, руководителями школ, садиков, колледжей будем прорабатывать вопросы организации учебного процесса в условиях цифровой образовательной среды.
Возьмем, к примеру, видеоуроки, потребность в которых сильно выросла в этом году, когда из-за пандемии учреждения вынуждены были задействовать дистанционный формат. Уроки офлайн и онлайн сильно отличаются. И не только тем, что для последних необходимы компьютеры, цифровые образовательные платформы, высокоскоростной Интернет, но и подачей информации. Чтобы детей увлечь занятием, записанным на камеру, нужны и сценарий, и расчёт хронометража ролика, чтобы зритель не потерял к нему интерес, и переключение планов, и многое другое. В нашей лаборатории педагоги получат возможность не только попробовать снять, смонтировать, записать звук, но и освоят 2D и 3D графику, узнают возможности цифровых образовательных ресурсов и платформ, методику их использования в учебном процессе... Они смогут проконсультироваться с экспертами, обменяться опытом с коллегами. И так по самым разным направлениям цифровой дидактики.
«Профессор года» — первая в истории России премия, когда независимую общественную оценку научной элите России (не вузам, а конкретным людям) дают их коллеги. В ходе конкурсного отбора оценивается вклад учёного в науку комплексно — по набору показателей.
— И по искусственному интеллекту тоже?
— Обязательно. Эту тему мы как раз недавно обсуждали со студентами. Звучали мнения «за» и «против». Цифровые помощники копируют любой голос и способны дать ответы примерно на 80 процентов типовых вопросов. Я объясняю ребятам, что если они, придя в школу, хотят просто выдавать учащимся информацию, то их легко заменят на один из вариантов искусственного разума. А вот если креативный учитель, в арсенале которого — масса методик, коими располагает только человек, то он задействует электронного помощника в качестве тьютора.
Замечу, студенты довольно много доводов привели за использование в образовательном процессе искусственного интеллекта: боты не нервничают, не устают объяснять раз за разом одно и то же, у них не стыдно переспросить, если что-то недослышал или недопонял, с ними отсутствует конфликт интересов…
— А каким должен быть педагог, чтобы цифровой помощник никогда не занял его место?
— Гибким в профессии, легко адаптироваться к новым условиям. Он должен быть открыт к другим точкам зрения, но при этом уметь отстаивать свою позицию. Не останавливаться на достигнутом и постоянно саморазвиваться — без этого невозможно стать конкурентоспособным в мире технологий и информации.
_______________________________________________________
* Дидактика — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений, навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.