Пятница, 13 июня 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Людмила Данилкина

Её дидактика*

Обладатель титула «Профессор года» Ирина Донина готовит будущих педагогов к постоянному саморазвитию и совместной работе с искусственным интеллектом

Обладатель титула «Профессор года» Ирина Донина готовит будущих педагогов к постоянному саморазвитию и совместной работе с искусственным интеллектом

В ноябре в Москве на Профессорском форуме состоялось вручение национальных премий лучшим представителям высшей школы страны. «Профессором года» в номинации «Педагогические науки» стала сотрудник кафедры технологического и художественного образования НовГУ Ирина ДОНИНА.

Сама она говорит, что титул — это признание на общероссийском уровне заслуг не только её одной, а коллектива единомышленников. И что это — констатация успешной работы за определённый период.

— Коллеги из других вузов оценили, как мы в НовГУ готовим будущих педагогов. Значит, двигаемся в правильном направлении, — начала разговор Ирина Александровна.

— Вы — из семьи преподавателей. Полагаю, в школьные годы перед вами не стоял вопрос: какую профессию выбрать?

— Не стоял. Да, папа и мама трудились в вузе. И, конечно, иногда, когда не с кем было оставить, брали меня с собой на работу. Наверное, можно сказать, что ещё с детства я стала частью педагогического сообщества. К слову, не было у меня сомнений и по поводу того, учителем какого предмета хочу стать. Точные дисциплины давались легко, я по конкурсу прошла в математический класс, который был единственным на весь город и в который брали только самых сильных ребят. После школы поступила в Новгородский педагогический институт на учителя математики.

— Но предметником в школе проработали всего пару лет. Почему?

— Мне поступило предложение из института. И я его приняла, поскольку хотелось быть ближе к науке, хотелось новые образовательные идеи проверять на уровне теории, методологии и практики.

Проблем со слушателями не было, ну разве что некоторые поначалу принимали меня за студентку, так как на тот момент мне было всего 25 лет. Я всегда стараюсь общаться с молодёжью на равных — не панибратски, но без высокомерия, снобизма. Сейчас всех ребят, которые обучаются у меня, называю коллегами. А как иначе? Мы же с ними вместе несколько лет прорабатываем до мельчайших подробностей вопросы образовательной отрасли. У нынешних студентов, особенно на первом курсе, нет глубины познаний, но зато большая широта охвата информационного поля. Они независимы. Готовы учиться многому и у многих. При этом преподаватель должен иметь у них авторитет — регалии, которыми обладает наставник, ничего не значат для современной молодёжи, они начинают внимательно слушать, если то, что ты говоришь и предлагаешь, откликается в них самих. То есть сегодня, в отличие от советского периода, учитель не является единственным источником информации, и его авторитет вполне можно оспорить. И поэтому, чтобы студенты учились с интересом, я как преподаватель должна владеть помимо тех же технологий, что и они, ещё и другими — незнакомыми, но привлекательными для них. Мой информационный охват обязан быть шире, чтобы всегда было что ещё рассказать.

— Вы за сочетание традиционных форм и новейших технологических?

— Говорят, что образование — консервативная сфера, изменения в которой происходят крайне медленно. В традиционных, проверенных десятилетиями подходах я вижу только плюсы. Но и оставаться в стороне от новых тенденций учебные организации не должны, иначе они не смогут ничему научить ребят, которые изначально в чем-то превосходят своих педагогов. Перед детскими садами, школами, университетами стоит непростая задача: с одной стороны заказчиком выступает государство, которое хочет получить определённый результат, с другой — родители и сами учащиеся. И образовательное учреждение должно соблюсти баланс, чтобы итог устроил все стороны процесса.

— А как вы, с точки зрения эксперта по образовательным технологиям, относитесь к проектному методу обучения, который в НовГУ применяется второй учебный год?

— Моя аспирантка сейчас работает над темой научно-методического сопровождения проектной деятельности. Полагаю, что за такой структурой — будущее. Проектные офисы в настоящее время формируются во многих структурах, включая бизнес-компании и органы исполнительной власти. Их задача — реализация идеи под ключ. И молодой специалист, выходя из стен вуза, должен иметь представление о принципах работы этой модели. Именно поэтому в НовГУ и набираются проектные команды из студентов разных факультетов, которые воплощают в жизнь задумки, то есть проходят все стадии реализации — от идеи до опытного образца или готового коммерческого предложения.

— Часто от педагогов, которые получали профессию ещё в советские годы, слышу, что сейчас университеты готовят не учителей, а специалистов по тому или иному направлению с правом работы в учебных организациях. И что такие ребята, придя в школу, имеют смутное представление о методике преподавания дисциплин…

— В прошлом на педагогических факультетах методика действительно шла отдельным предметом. Однако и в те времена у многих молодых учителей возникали трудности, когда они начинали практическую деятельность, потому что одно дело — теория и совсем другое — реальный класс. И тогда, и сейчас быстро понять, как донести тему до всех ребятишек и закрепить её, удаётся начинающим педагогам, у которых есть желание работать с детьми и совершенствоваться профессионально. К тому же в настоящее время советы педагогов-практиков доступны на специализированных интернет-сайтах.

— В Институте непрерывного педагогического образования НовГУ вы хотите создать лабораторию цифровой дидактики. Чем она будет заниматься?

— Пока идея существует в виде концепции. Но, думаю, через год-два лаборатория начнёт функционировать. В ней мы со студентами, педагогами-практиками, руководителями школ, садиков, колледжей будем прорабатывать вопросы организации учебного процесса в условиях цифровой образовательной среды.

Возьмем, к примеру, видеоуроки, потребность в которых сильно выросла в этом году, когда из-за пандемии учреждения вынуждены были задействовать дистанционный формат. Уроки офлайн и онлайн сильно отличаются. И не только тем, что для последних необходимы компьютеры, цифровые образовательные платформы, высокоскоростной Интернет, но и подачей информации. Чтобы детей увлечь занятием, записанным на камеру, нужны и сценарий, и расчёт хронометража ролика, чтобы зритель не потерял к нему интерес, и переключение планов, и многое другое. В нашей лаборатории педагоги получат возможность не только попробовать снять, смонтировать, записать звук, но и освоят 2D и 3D графику, узнают возможности цифровых образовательных ресурсов и платформ, методику их использования в учебном процессе... Они смогут проконсультироваться с экспертами, обменяться опытом с коллегами. И так по самым разным направлениям цифровой дидактики.

«Профессор года» — первая в истории России премия, когда независимую общественную оценку научной элите России (не вузам, а конкретным людям) дают их коллеги. В ходе конкурсного отбора оценивается вклад учёного в науку комплексно — по набору показателей.

— И по искусственному интеллекту тоже?

— Обязательно. Эту тему мы как раз недавно обсуждали со студентами. Звучали мнения «за» и «против». Цифровые помощники копируют любой голос и способны дать ответы примерно на 80 процентов типовых вопросов. Я объясняю ребятам, что если они, придя в школу, хотят просто выдавать учащимся информацию, то их легко заменят на один из вариантов искусственного разума. А вот если креативный учитель, в арсенале которого — масса методик, коими располагает только человек, то он задействует электронного помощника в качестве тьютора.

Замечу, студенты довольно много доводов привели за использование в образовательном процессе искусственного интеллекта: боты не нервничают, не устают объяснять раз за разом одно и то же, у них не стыдно переспросить, если что-то недослышал или недопонял, с ними отсутствует конфликт интересов…

— А каким должен быть педагог, чтобы цифровой помощник никогда не занял его место?

— Гибким в профессии, легко адаптироваться к новым условиям. Он должен быть открыт к другим точкам зрения, но при этом уметь отстаивать свою позицию. Не останавливаться на достигнутом и постоянно саморазвиваться — без этого невозможно стать конкурентоспособным в мире технологий и информации.

_______________________________________________________

* Дидактика — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений, навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Наука, искусство, спорт

Наука, искусство, спорт

Врио губернатора Новгородской области Александр Дронов назвал подготовку кадров для экономики одним из важнейших направлений работы центра «Онфим».

23.04.2025 | Образование

Космос рядомНовгородские школьники увидели запуск «Ракеты Победы» с Байконура

Космос рядомНовгородские школьники увидели запуск «Ракеты Победы» с Байконура

Новгородские школьники увидели запуск «Ракеты Победы» с Байконура

16.04.2025 | Образование

Древний город глазами молодых

Древний город глазами молодых

Как студенты, будущие архитекторы-дизайнеры, способны своими инициативами изменить Великий Новгород и не только его

16.04.2025 | Образование

Инфраструктура знаний

Инфраструктура знаний

Летом в Валдае начнут строить школу для одарённых детей

26.03.2025 | Образование

Звонок на урок

Звонок на урок

Заявления на приём детей в первый класс начнут принимать с 31 марта

19.03.2025 | Образование

Цифровые бактерии

Цифровые бактерии

Студент НовГУ разработал безаналоговую виртуальную микролабораторию для медиков

12.03.2025 | Образование

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.06.2025 года

РЕКЛАМА