Пятница, 13 июня 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Людмила Данилкина

Сконструировать профессию

Для колледжей и техникумов области разработаны концепции развития

Для колледжей и техникумов области разработаны концепции развития

Скоро стартует приёмная кампания в учебные организации профобразования. О новых направлениях подготовки, партнёрских проектах и изменениях в ФГОС «НВ» рассказала министр образования Новгородской области Евгения СЕРЕБРЯКОВА.

Евгения Николаевна, действительно ли, что для всех колледжей, лицеев, техникумов разработаны концепции развития?

— Да. В ближайшие годы деятельность и материально-техническая база учреждений поменяются. Вообще, среднее профессиональное образование — один из приоритетов развития области. Тут мы вполне можем конкурировать и со столицами. Москва и Санкт-Петербург в плане профподготовки больше ориентированы на обучение студентов в вузах. А удачное расположение Новгородчины даёт преимущества именно для СПО.

В первую очередь мы стараемся создать условия для успешного освоения учебных программ ребятами из нашей области, но ещё и из других субъектов РФ привлекаем абитуриентов. Так, в прошлом году в наши организации СПО приехали дети из 24 регионов России и трёх стран СНГ. Для сравнения, в 2019-м поступающие были из 10 субъектов страны.

Средний проходной балл в 2020-м — 4,1, годом ранее — 3,2. Конкурс на отдельные направления подготовки доходил прошлым летом до 12 человек на место. Это говорит, во-первых, о престиже рабочих профессий и специальностей, во-вторых, о том, что регион стал заметен на общероссийском образовательном поле, в том числе и благодаря активному участию и победам наших студентов, а также их наставников в чемпионате WorldSkills Russia.

Когда стали продумывать траектории развития организаций среднего профессионального образования, проехали по всем, встретились с главами муниципалитетов и с представителями бизнес-сообщества районов, чтобы определить, какие специалисты нужны именно на этой территории. Проанализировали имеющиеся ресурсы колледжей и техникумов, зафиксировали потребность с учётом новых блоков подготовки или перепрофилирования. То есть у каждой организации — теперь своя концепция, а не типовая.

«В СЗФО по количеству мастерских, соответствующих стандартам WorldSkills, на 1-м месте — Санкт-Петербург (86 мастерских). На 2-м — Новгородская область (82 мастерские). На 3-м — Калининградский регион (33 мастерские)».

В 2020 году во многих учреждениях СПО области были открыты новые направления обучения. Что ждёт абитуриентов в текущем?

— Набор будет идти на 3500 бюджетных мест. Это больше, чем в прошлом году. В 2020-м мы при партнёрской поддержке реализовывали два крупных проекта. При участии РЖД перепрофилировали Маловишерский техникум. После второго курса студенты, обучающиеся на машинистов локомотива и на слесарей по ремонту, обслуживанию подвижного состава, пройдут практику на железнодорожных станциях, и работодатель будет к ним присматриваться уже как к будущим специалистам. В этом году техникум начнёт набор на два новых направления: «Бригадир-путеец» и «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог».

В Старой Руссе при помощи Северо-Западного Центра доказательной медицины был открыт филиал Боровичского медколледжа. И в 2021-м там появится новый для этого филиала профиль: «Сестринское дело».

В Боровичах автомобильно-дорожный колледж приступит к обучению специалистов по прокладке лесных дорог и геопространственным технологиям. А Боровичский агропромышленный техникум — слесарей по ремонту и эксплуатации газового оборудования. Хвойнинский филиал Боровичского техникума строительной индустрии и экономики получил лицензии на программы для мастеров лесного хозяйства, а Пестовский филиал готовится к открытию специальности по каркасному домостроению.

Дорожно-транспортный техникум, что находится в Панковке Новгородского района, займётся подготовкой сотрудников для ГИБДД. И ещё откроет набор абитуриентов, желающих стать судовыми техниками, — потребность в них есть в нашем регионе, учиться по этой специальности вполне могут идти выпускники Новгородского КЮМа, которые до этого времени, как правило, уезжали получать профессию в Петербург.

Список новых направлений подготовки можно ещё долго продолжать...

Судя по проекту концепции (документ пока не утвержден. — Прим. авт.), Валдайский аграрный техникум в ближайшие годы ждёт полное перепрофилирование?

— Да. Это одна из двух масштабных идей, за реализацию которых мы взялись в этом году. Название учебного заведения определяет его сегодняшнюю направленность, при этом в Валдайском районе не очень много сельскохозяйственных предприятий. Куда актуальней там тема экологии, природопользования, флоры и фауны. Летом техникум откроет набор в группу по охотоведению и звероводству, а также рациональному использованию природохозяйственных комплексов. В перспективе в Валдае будем готовить по профилю лесного и лесопаркового хозяйства, экологии, переработке ТБО, дикоросов, природоохранного обустройства территории. И усилим имеющиеся там образовательные программы в сфере туризма. Кроме того, для обеспечения кадрами Инновационного научно-технологического центра «Интеллектуальная электроника — Валдай» в этом техникуме предполагаются программы по информационным системам и программированию, а также по компьютерным сетям.

«Технологический колледж в областном центре, где уже есть группы по двум профилям МЧС, в 2021-м наберёт ещё одну — водителей для пожарных машин».

А вторая масштабная идея 2021 года?

— Она касается радиоэлектронной промышленности. Её претворяет в жизнь Новгородский технологический колледж при содействии концерна «Алмаз-Антей». Учебное учреждение вводит несколько новых направлений подготовки.

Насколько активно проявляют себя в партнёрских проектах предприятия, холдинги, концерны?

— Когда садимся за стол переговоров, то обсуждаем в первую очередь потребности в кадрах. Мы обеспечиваем бюджетные учебные места в учреждениях СПО, готовим преподавательский состав. Вторую сторону просим помочь оборудовать мастерские — на нашей базе или на промышленной площадке — и выделить специалистов-практиков, которые бы проводили занятия со студентами по профилю, применимому к данному конкретному предприятию. И вот когда работодатели видят результат такой совместной деятельности, многие из них уже сами приходят с предложениями.

К слову, руководители названного мной концерна своё желание сотрудничать с нашей областью объяснили тем, что готовить кадры в каждом регионе, где действуют заводы «Алмаз-Антея», нецелесообразно, что они хотели бы иметь одну сильную образовательную базу. При этом Москву и Санкт-Петербург не рассматривают по известной причине: молодёжь, отучившись в столицах, старается там и остаться. А Новгородчина идеально подходит — логистически и по сравнимому со многими другими территориями страны уровню жизни.

Ещё несколько лет назад у колледжа или техникума, чтобы открыть направление подготовки, уходили месяцы, а то и годы. Судя же по списку новых учебных программ 2021 года, ситуация изменилась?

— И продолжает меняться. Сейчас у организаций СПО в этом плане больше маневренности — конечно, никто не отменял обязательную процедуру согласований, но проходит всё быстрее. Учебные заведения сегодня могут, как конструктор, собрать образовательную программу по тому или иному профилю — под запросы конкретных работодателей. Возьмём, к примеру, тракториста. Есть базовый курс подготовки, и к нему можно добавить блок, скажем, по управлению погрузчиком, техникой с автоматизированными системами, логистики, знания навигационных систем и так далее. Такой меняющийся формат образовательных программ закреплён в макете нового Федерального государственного стандарта.

В макете предусмотрено и сокращение сроков обучения студентов. В ряде СМИ пишут, что произойдёт это за счёт общеобразовательных дисциплин...

— Не совсем так. Действительно, предполагается, что учиться в организациях СПО будут меньше. Но речь идёт не об ухудшении подготовки, а скорее об увеличении интенсивности и о практикоориентированности программы. В настоящее время рабочие профессии получают в течение 1 года 10 месяцев до 2 лет 10 месяцев, а специальности — до 3 лет 10 месяцев. Эти сроки будут пропорционально сокращены на 1 год. Общеобразовательные предметы, если мы говорим о детях, которые пришли в СПО после 9 класса, никуда не денутся из обучающего курса, однако из них уйдут отдельные сложные, узкопрофильные темы.

Ещё в макете нового ФГОС прописаны цифровые модули обучения. И дисциплины, которые нацелят ребят на бережливое производство и повысят финансовую грамотность. То есть, придя на работу, молодой специалист должен уметь так организовать процесс, чтобы затрат было как можно меньше, а КПД — как можно выше.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Наука, искусство, спорт

Наука, искусство, спорт

Врио губернатора Новгородской области Александр Дронов назвал подготовку кадров для экономики одним из важнейших направлений работы центра «Онфим».

23.04.2025 | Образование

Космос рядомНовгородские школьники увидели запуск «Ракеты Победы» с Байконура

Космос рядомНовгородские школьники увидели запуск «Ракеты Победы» с Байконура

Новгородские школьники увидели запуск «Ракеты Победы» с Байконура

16.04.2025 | Образование

Древний город глазами молодых

Древний город глазами молодых

Как студенты, будущие архитекторы-дизайнеры, способны своими инициативами изменить Великий Новгород и не только его

16.04.2025 | Образование

Инфраструктура знаний

Инфраструктура знаний

Летом в Валдае начнут строить школу для одарённых детей

26.03.2025 | Образование

Звонок на урок

Звонок на урок

Заявления на приём детей в первый класс начнут принимать с 31 марта

19.03.2025 | Образование

Цифровые бактерии

Цифровые бактерии

Студент НовГУ разработал безаналоговую виртуальную микролабораторию для медиков

12.03.2025 | Образование

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.06.2025 года

РЕКЛАМА