Среда, 19 января 2022

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Анна Мельникова

Задания с Вжухом

Ольга Королева говорит о том, что переменовцы – золотой резерв страны, претенденты на то, чтобы заявить в будущем о себе в конкурсе «Лидеры России».

Ольга Королева говорит о том, что переменовцы – золотой резерв страны, претенденты на то, чтобы заявить в будущем о себе в конкурсе «Лидеры России».

Фото: из архива Ольги КОРОЛЕВОЙ

Чем новгородские школьники могут занять себя на «Большой перемене»

В полуфинал всероссийского конкурса «Большая перемена» вышли 18 школьников из Новгородской области. В ноябре в международном детском центре «Артек» будут определены его победители. По итогам конкурсного отбора они получат денежные призы от 200 тысяч до 1 млн рублей.

Куратор региональной команды «Большой перемены», учитель Ольга КОРОЛЕВА говорит о том, что этот конкурс направлен на то, чтобы дети умели генерировать идеи для решения серьёзных проблем, существующих в мире, и не боялись их предлагать. Журналист «НВ» узнал у педагога, прислушиваются ли в крупных компаниях к инициативам, предложенным школьниками, и какие способности в них больше ценятся.

Ольга Владимировна, кто может участвовать в «Большой перемене»?

— Конкурс организован президентской платформой «Россия — страна возможностей» и проходит под патронажем Владимира Путина. Он появился в 2020 году в период локдауна и был предназначен для того, чтобы занять детей, но не уроками, а созданием проектов, в рамках которых они смогли бы проявить креативные способности.

Конкурс не связан со школьными предметами. Принять участие в нём может любой ребёнок, независимо от оценок в дневнике, от того, какой у него багаж знаний. В «Большой перемене» во внимание жюри принимаются умения коммуницировать, нестандартно мыслить. Поэтому её лозунг — не оценивать, а ценить.

Как проходит конкурс?

— Он стартует в конце марта, а завершается в июле для 5–7 классов и в ноябре для 8–10 классов и учащихся учреждений среднего профессионального образования (СПО). Сначала проходит тестирование на сайте «Большой перемены», затем дети 5–7 классов играют в компьютерную игру, где главный герой — кот Вжух, а старшие ребята определяются с кейсами заданий, которые им предстоит решить. Психолого-педагогическая подоплёка здесь присутствует. Онлайн-упражнения показывают, как школьник работает в команде, уровень его творчества, его интересы. Для учеников подготовлены диагностические тесты на проверку кругозора и, как сейчас модно говорить, эмоционального интеллекта. Кроме того, дети должны рассказывать через социальные сети о своих добрых делах, подкрепляя их определённым набором хештегов. Важно, чтобы они прослеживались не только в рамках конкурса, то есть здесь и сейчас, а чтобы уже существовали до него. Учитывается также организованный ребёнком перформанс добрых дел в его родном городе или посёлке.

А что подразумевают добрые дела?

— Доброе дело — это волонтёрский проект ребёнка. Например, помощь приютам домашних животных, помощь в организации городских мероприятий. Засчитывается, если школьник проявляет себя ещё или как волонтёр культуры или волонтёр Победы, если он сам инициировал какую-то волонтёрскую акцию. Ею может стать сбор макулатуры. Таким образом в прошлом году мальчик из Великого Новгорода хотел собрать деньги на установку у своей школы контейнера для сбора пластиковых крышечек. Правда, создатель проекта «Сердечные крышечки» Вера Кузьмина в итоге бесплатно передала школьнику металлическую конструкцию. Следующий этап для младших участников — собеседование с экспертами конкурса через Интернет, а для страших — командная гонка. Все задания оцениваются в баллах.

Но это же — тоже оценка…

— Тесты, которые ребята решают, несложные и нестрашные, они не на проверку IQ, а на то, как ученик может использовать знания в новой ситуации, насколько у него развита коммуникабельность, какие у него приоритеты деятельности. После этого в свой личный кабинет ученик получает список по 12 направлениям, где напротив каждого отмечено в процентном соотношении, с чем он лучше справляется. Это такие вызовы, как «Создавай будущее!», «Познавай Россию!», «Сохраняй природу!», «Предпринимай!» и так далее.

По направлению, которое оказывается ребёнку ближе, ему предлагаются описания реальных проблем, ситуаций, из которых надо найти выход. Как правило, эти кейсы формулируют корпорации.

В частности, одно из заданий компании РЖД — найти альтернативу мазуту и электричеству, придумать для поездов экологически чистое топливо.

И что предложили дети?

— Школьник из гимназии «Исток» написал проект, как использовать в качестве сырья борщевик. Перед этим из сорняка-вредителя надо отжать масла. Вообще, крупные фирмы рассматривают «Большую перемену» как своеобразный акселератор, то есть её участники могут потом узнать реакцию на свою разработку. Но в рамках конкурса проект дальше стадии рассмотрения не идёт.

Ради чего дети участвуют в «Большой перемене»?

— Финалисты получают возможность попасть на финал в МДЦ «Артек». Полуфиналисты, участники региональной команды «Большой перемены», получают дополнительные предложения, такие, как путёвки во всероссийские детские центры «Смена» и «Океан» на смены, где упор делается на развитие лидерских качеств, экскурсионные программы «Путешествие больше, чем мечта». Для ребят-суперфиналистов 5–7 классов наградой стало двухнедельное путешествие на комфортабельном поезде по маршруту «Москва — Владивосток». Это был отдельный состав «Большой перемены». Поездку по Трансибу составили таким образом, что перемещались дети ночью, а днём посещали мероприятия, экскурсии, подготовленные для них регионом, на территории которого они находились. Школьница из нашей области выиграла такую экспедицию. Для суперфиналистов среди учащихся 8–9 классов предусмотрен приз в размере 200 тысяч рублей, а для 10-классников и студентов СПО — один миллион рублей. Эти деньги не целевые, ребята могут их потратить на всё, что хотят. Кроме того, наставник победителя получает 150 тысяч рублей, а лучшие образовательные учреждения, где учатся победители, — 2 миллиона рублей.

В чём смысл конкурса? Ради чего он устраивается?

— «Большая перемена» не отпускает своих участников, попавших в её полуфинал и финал. Они — золотой резерв страны, претенденты на то, чтобы заявить в будущем о себе в конкурсе «Лидеры России». А для региона это — тот молодой актив, который хочет улучшить в нём жизнь. Примечательно, что благодаря переменовцам появился конкурс «Твой ход» для студентов вузов.

Но может так случиться, что победу ребёнок заработал не самостоятельно, а благодаря родителям, которые ему помогали выполнять задания.

— У нашей региональной команды по этому поводу родился даже слоган: «За каждым успешным ребёнком стоит родитель». Поддержка пап и мам очень важна. Дело в том, что основная работа над проектом, когда нужно креативить, приходится на летние каникулы. И поэтому, чтобы использовать их для конкурса, нужно правильно настроить ребёнка на результат, контролировать его. Детей курируют ещё и наставники. Нужно не только сказать одобряющие слова, но ещё взять на себя какие-то административные заботы, связанные в том числе и с правовой ответственностью. Наши дети трудятся в союзе со взрослыми, но это не означает, что взрослые всё за них делают. У нас в области сильна их поддержка, этим менталитет нашей команды отличается от других.

А какие районы области наиболее активны в конкурсе?

— Конечно, школы и гимназии Великого Новгорода, отмечу Старую Руссу, Чудово, Пестово, Хвойную. Впрочем, пока у нас маленький процент прохождения школьников в финал. В Санкт-Петербурге до него дошли более 250 человек, у нас — 18. Но если сравнивать с прошлым годом, то число полуфиналистов из Новгородской области всё же увеличилось. И мы рады, что у нас уже три финалиста среди учащихся 5–7 классов. А теперь ждём, как выступят наши мальчишки. Двое ребят в начале ноября отправляются на финал в «Артек».

РЕКЛАМА

Еще статьи

Далеко не у каждого практикующего зубного техника есть такое рабочее место.

Профи позавидуют

В колледжах НовГУ открылись ещё четыре современные мастерские для педагогов, медсестёр и зубных техников

14.01.2022 | Образование

Выпускнице Лондонского университетского колледжа Ульяне Шестёркиной нравится английская модель обучения старшеклассников, когда последние два школьных года они усиленно занимаются только по четырём предметам, которые сами выбрали и которые затем им будут нужны в колледже. Российский педагог хочет в

Её Рerfectmatch*

Почему выпускница Лондонского Университетского колледжа не осталась в Британии, а стала участницей проекта «Учитель для России» и выбрала для работы новгородскую школу

15.12.2021 | Образование

Четыре педагога представляли Новгородскую область на V  Всероссийском съезде учителей сельских школ. В составе делегации был и учитель Батецкой средней школы Сергей Петрушин.

Нужен 25-й час!

Батецкий учитель Сергей Петрушин занимается с детьми информатикой, физикой, технологией, а ещё авиамоделированием и робототехникой

01.12.2021 | Образование

Обновлённое пространство стало современным, но не потеряло уюта.

Так сложились звёзды

В школе № 13 Великого Новгорода можно услышать Циолковского, Королёва и Гагарина

24.11.2021 | Образование

Светлана Леонидовна Ромадинова — учитель с более чем 40-летним стажем работы.

Поставить оценку учителю

Новгородские педагоги приняли участие в первых всероссийских профессиональных олимпиадах

17.11.2021 | Образование

Сейчас в общеобразовательных и в дошкольных заведениях области процент вакцинированных педагогов достигает 80%, необходимых для формирования так называемого коллективного иммунитета.

Отложенный дистант

В областном министерстве образования объяснили, почему школьные уроки проводятся очно, даже в локдаун

10.11.2021 | Образование

РЕКЛАМА

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 14.01.2022 года

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА