Студенты НовГУ предлагают школьникам «Космическое путешествие»
Настольную игру с таким названием для интеллектуально одарённых младшеклассников весь год разрабатывала проектная команда из пяти студентов-третьекурсников Института непрерывного педагогического образования НовГУ. Защита проекта в конце года продемонстрировала, что у игры есть потенциал для успешного применения на практике.
— Профиль нашего обучения: инклюзивная педагогика и психология. Зачастую, говоря об инклюзии, вспоминают детей с ограниченными возможностями здоровья. Но этой группой всё не ограничивается. К примеру, дети мигрантов тоже нуждаются в инклюзии, как, впрочем, и одарённые дети, — рассказала одна из авторов проекта, лидер команды Лиза ОФИЦЕРОВА. — Об одарённых детях вообще часто и незаслуженно забывают, считая, что раз им «дано», значит, и особого отношения уже не нужно. Это не так. У родителей одарённых детей нередко встречаются два противоположных отношения к детям. Или гиперопека, вызванная «особенностью» ребёнка, или попустительство. При этом без правильного развития одарённость может угаснуть к подростковому возрасту: общество рискует потерять лучших. При этом в школе работа с одарёнными детьми зачастую сводится к участию в олимпиадах и выполнению дополнительных заданий.
Новая настольная игра рассчитана на младший школьный возраст, так как именно в нём сохраняется интерес к игровой деятельности, но появляется возможность выполнять сложные задания. Играть в неё могут от двух до пяти человек. Цель «Космического путешествия» — развитие основных психических функций: мышления, памяти, внимания, воображения и речи, которые включены в понятие интеллекта. Студенты собрали банк заданий, разработали игровое поле, правила и продумали сюжет.
— Смысл игры в том, чтобы дойти первым до финиша, путешествуя по планетам Память, Речь, Воображение и так далее. В ходе игры после броска кубика школьники решают задачи, направленные на развитие той или иной функции, — поясняет Лиза Офицерова.
Игру опробовали в центре «Решение» с участниками группы «Психологические посиделки для студентов», с четвероклассниками школы № 36 и студентами третьего курса Института непрерывного педагогического образования. После трёх тестовых игр студенты учли замечания и модернизировали разработку.
В следующем году часть команды «Космического путешествия» вступит в проект по разработке игры, направленной на самопознание, а часть будет работать над разработкой модели психологической службы в МФЦ.
Сами задания разнообразны и вариативны: это даёт возможность с интересом играть в «Космическое путешествие» несколько раз. Например, на планете «Память» детям сначала предлагают закрыть глаза и представить названное: «лес», «печенье в коробке», «молния в темноте». А после нужно по памяти восстановить все картины. 6—7 восстановленных понятий из десяти считаются хорошо выполненным заданием.
По мнению авторов проекта, игра будет полезна психологам для диагностики. Они смогут отметить особенности поведения одарённого ребенка, его реакцию в случае проигрыша, стратегию поведения в решении задач.
Сейчас студенты, создатели игры, изучают законодательство в области авторского права и думают о том, кого может заинтересовать покупка игры. Параллельно идут переговоры с издательствами, которые возьмутся за тиражирование «Космического путешествия».