Четверг, 19 июня 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Инвестиции в интеллект

Как образование может стать драйвером развития экономики регионов

Концепция «Город-университет» включена в стратегию социально-экономического развития Новгородской области.

Концепция «Город-университет» включена в стратегию социально-экономического развития Новгородской области.

Фото: пресс-центра правительства Новгородской области

Ведущее деловое издание России «Ведомости» накануне открытия Чемпионата высоких технологий в Великом Новгороде опубликовало колонку губернатора Новгородской области, главы комиссии Госсовета по направлению «Социальная политика» Андрея Никитина о развитии образования в регионе: как ставка на интеллект развивает новые механизмы экономики области. Материал приводим с небольшими сокращениями, с полной версией можно ознакомиться на сайте «Ведомостей».

Как образование может стать драйвером развития экономики регионов

За год до смерти Петр Великий распорядился посадить на Карельском перешейке корабельную рощу, которая в будущем должна была стать источником первоклассного материала для кронштадтских верфей. Тогда же, в 1724-м, император издал указ об основании Санкт-Петербургского университета. Лиственницы растут долго — несколько столетий, и в середине XIX века начавшаяся эра железных пароходов поставила крест на задумке императора. Но в год, когда, по планам Петра, в Линдуловской роще должна была начаться рубка первых деревьев, на кронштадтском рейде бросил якорь первый в мире арктический ледокол «Ермак», над концепцией которого работал выпускник и профессор Санкт-Петербургского университета Дмитрий Менделеев.

Эта история о том, что мы не можем предугадать всех деталей технологического развития, но в любом случае способны создать для него базу, воспитав тех, кто обеспечит движение вперёд.

Опыт руководства небольшим по населению историческим регионом, где нет никакой значимой добывающей промышленности, подталкивает меня к мысли, что драйвером роста для таких территорий, причём роста инновационного, должно быть именно образование. (…)

В 2017 году в Новгородской области началась перезагрузка региональной системы профессионального образования. Работодателей включили в состав конкурсных комиссий по установлению контрольных цифр приёма в колледжи и техникумы, спросили их о реальных кадровых потребностях. Ежегодно перечень направлений обучения актуализируется с учётом потребностей рынка труда.

Сейчас Новгородская область входит в топ-5 субъектов РФ по синхронизации подготовки кадров с запросами рынка труда. Сегодня доля трудоустроенных выпускников новгородских колледжей и техникумов составляет 79,3% при плановом общероссийском значении 62,5%. В 2022 г. систему профобразования для дальнейшего обучения выбрали 86,3% выпускников наших школ, что наглядно говорит о росте востребованности и престижа среднего профессионального образования.

Что мы для этого сделали? Была проведена реновация учебной базы, создано 100 высокотехнологичных мастерских. В том числе не без помощи предприятий-партнёров, которые вошли в созданные при каждой образовательной организации попечительские советы.

Ключевое здесь — как раз связка с производством. У каждого региона есть своя промышленная специализация, есть предприятия, хорошо известные ещё с советских времен. Для Новгородской области, например, это микроэлектроника и химия. В 2024 г. в Новгородской области будет создано три образовательно-производственных кластера для таких отраслей, как строительство, радиоэлектроника и химическая промышленность, что позволит в более короткие сроки подготовить востребованные экономикой кадры. (…)

Есть и ещё один аспект — развитие региональной системы образования. За последние пять лет отток молодёжи из региона сократился на 15%. По данным Росстата, с 2021 г. перестала расти общая убыль населения. С прошлого года наметился миграционный прирост. Задача, чтобы к нам ехали для поступления на конкретные специальности в определённые учебные заведения со всей страны, выполнима. В принципе, так было в Советском Союзе, где молодёжь проявляла гораздо большую мобильность, чем сейчас. (…)

Спрашивая работодателя, чему и как учить, государство, безусловно, не должно снимать с себя стратегическую роль: формирование стандартов и стимулов. Много качественных инструментов уже создано, ими надо пользоваться. Опыт работы АСИ помог региону активно включиться в чемпионатное движение WorldSkills. В 2017 г. в финале соревнования наши ребята стартовали с одной компетенции, а в 2022 г. Новгородская область заняла 11-е место в рейтинге регионов-участников. Развито 89 компетенций по различным направлениям подготовки. Только в финалах чемпионата приняли участие более 800 новгородских студентов и школьников, завоевав 32 награды.

Эта работа даёт результат. Вот молодой парень Никита Павлов из небольшого районного центра Холм в этом году окончил Новгородский строительный колледж. Студентом второго курса он принимал участие в региональном чемпионате «Молодые профессионалы» и занял 1-е место. Уже на производственной практике Никита получил предложение о трудоустройстве. В следующем региональном этапе всероссийского чемпионата «Профессионалы» он участвовал в качестве эксперта. Сегодня Павлов работает на крупном промышленном предприятии, его заработная плата составляет более 50 000 руб. Для молодого, начинающего специалиста в небольшом регионе это совсем не плохо.

Не стоит также забывать, что система образования — не вещь в себе. Это серьёзная отрасль, сама создающая рабочие места, это большое количество людей, формирующее спрос. Поясню мысль на примере Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Основой развития региона и самого вуза является концепция «Город-университет». Она включена в стратегию социально-экономического развития Новгородской области. Что это значит? В частности, совместное с университетом строительство комфортного для студентов, молодых специалистов кампуса. Великий Новгород станет кузницей кадров, перспективным и выгодным местом для самореализации и проживания.

Сейчас университет занимает 1-е место в стране по приросту совокупного приёма. А ведь всего пять лет назад он был на грани закрытия. С 2017 по 2022 г. число обучающихся в университете выросло вдвое — с 7000 до 14 000 человек. Сегодня более 90% выпускников университета трудоустраиваются по специальности. По нашим прогнозам, к 2030 г. в системе высшего образования региона будет учиться почти 27 000 студентов, а после того как мы построим кампус и отремонтируем все университетские общежития, их число вырастет до 30 000.

Для Великого Новгорода с сегодняшним населением в 223 000 — серьёзная доля. Новгород помолодеет. Молодёжь будет формировать запрос на изменение городской среды, развитие сферы услуг, культуры, спорта. Появятся новые возможности для инновационных стартапов. Многие останутся здесь...

Но главное — концентрация образовательных учреждений создаёт ту самую интеллектуальную среду, без которой невозможно устойчивое технологическое развитие. (…) Так что, инвестируя в образование сегодня, мы обеспечиваем инвестиции в экономику территорий завтра.

МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ

Дарья КИСЛИЦЫНА, политолог, член Общественной палаты РФ:

— Хочу отметить региональную стратегию, основанную на образовательном процессе. Задача по мотивированию молодёжи остаться в регионе никуда не исчезнет, но перестанет быть первоочередной. Если будет сильная образовательная база, она сама по себе привлечёт людей. Будут заточенные на развитие предприятия и бизнес, будет сильная экономика. Это довольно инновационная стратегия. И очень смелая. Советское прошлое даёт нам примеры городов, у которых реализовать её получилось, — Новосибирск, Томск. Но контекст был иным. Сильная промышленная база, к примеру.

В общем, статья — must-read для тех, кто интересуется региональным развитием. Мне — как политологу и, с недавнего времени, специалисту в госуправлении — интересно будет наблюдать за тем, как Новгородская область развивает систему образования и как будет меняться экономическая ситуация.

Дмитрий ОРЛОВ, генеральный директор АПЭК:

— Статья Андрея Никитина о развитии образования — на самом деле о реальных драйверах и стимулах развития вообще. Больше студентов — больше молодых жителей региона, больше его население. Больше студентов — развиваются инновации и высокотехнологичные производства. Больше студентов, создана реальная образовательная экосистема — больше инвестиций и выше темпы роста. «Не нужно золота ему, когда простой продукт имеет», — сказал классик. Самый ценный «простой продукт» сегодня — это качественное образование. На него и делает ставку Никитин. Доля образованного населения способна изменить и уже меняет уровень и качество жизни всего региона. Именно так произошло в Новгородской области. Это и есть тот самый образ будущего, которого мы хотим.

Теги: Новгородская область, образование, кампус, Андрей Никитин

РЕКЛАМА

Еще статьи

Наука, искусство, спорт

Наука, искусство, спорт

Врио губернатора Новгородской области Александр Дронов назвал подготовку кадров для экономики одним из важнейших направлений работы центра «Онфим».

23.04.2025 | Образование

Космос рядомНовгородские школьники увидели запуск «Ракеты Победы» с Байконура

Космос рядомНовгородские школьники увидели запуск «Ракеты Победы» с Байконура

Новгородские школьники увидели запуск «Ракеты Победы» с Байконура

16.04.2025 | Образование

Древний город глазами молодых

Древний город глазами молодых

Как студенты, будущие архитекторы-дизайнеры, способны своими инициативами изменить Великий Новгород и не только его

16.04.2025 | Образование

Инфраструктура знаний

Инфраструктура знаний

Летом в Валдае начнут строить школу для одарённых детей

26.03.2025 | Образование

Звонок на урок

Звонок на урок

Заявления на приём детей в первый класс начнут принимать с 31 марта

19.03.2025 | Образование

Цифровые бактерии

Цифровые бактерии

Студент НовГУ разработал безаналоговую виртуальную микролабораторию для медиков

12.03.2025 | Образование

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 18.06.2025 года

РЕКЛАМА