Каждый год накануне 1 сентября в каждой новгородской семье начинаются привычные хлопоты — собираем детей в школу. Для одних это — повод с благодарностью вспомнить собственную школьную пору. Для других — серьёзное испытание на прочность семейного бюджета.
Напомним, что правительство Новгородской области взяло курс на создание необходимых условий для роста численности населения. Активно поощряется рождение детей, семейноцентричность стала основой практически всех региональных проектов. И это прекрасно.
Но большее количество детей означает также и возрастающую потребность в образовательных учреждениях. А построить детсад или школу — это, прямо скажем, задача посложней, чем выносить и родить ребёнка. Здесь, помимо намерения, требуются руководящая воля, земля, огромные деньги и ещё бог знает сколько факторов.
Так или иначе, но 1 сентября — ещё и прекрасный повод окинуть взглядом то, что сделано для наших дошколят и первоклассников за прошедший год. Причём смотреть будем не на прошедшую пятилетку, а лишь на то, что сделано в текущем году и запланировано на один-два ближайших.

Для самых маленьких
Начнём с того, что задача, поставленная Президентом Российской Федерации по обеспечению в детских садах доступности дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до семи лет, выполнена в Новгородской области в полном объёме. Все учреждения этого профиля работают по единой программе, так что беспокоиться о готовности будущих первоклассников к школе больше не приходится.
К декабрю 2025 года будет сдан и примет первых малышей детский садик на 140 мест в Чудове. Строится он по государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий».
Если в 2025 году по нацпроекту «Семья» в регионе осуществляется капитальный ремонт двух зданий детских садов, то в 2026 году эта цифра вырастет втрое — до шести зданий, а в 2027-м — вчетверо: до восьми зданий детских садов.
Александр ДРОНОВ, врио губернатора Новгородской области:
— В 2024 году завершено строительство начальной школы на 1501 место в Великом Новгороде. В сентябре она откроет двери для своих первых учеников. Капитально отремонтированы пять зданий школ, в которых учатся 3000 детей. Наша принципиальная позиция — при создании комфортных условий для обучения учитывать мнение родителей и самих учеников.
Новгородская область вошла в топ-3 по реализации национального проекта «Образование» и в список 25 лучших регионов в стране по качеству образования. Сегодня наша система среднего профессионального образования выпускает именно тех специалистов, которые требуются новгородским предприятиям. По этому показателю, согласно оценке Минпросвещения России, Новгородская область занимает 2-е место в стране.
(Из отчёта врио губернатора Новгородской области А.В. Дронова о результатах деятельности правительства Новгородской области)
На линейку становись!
В нынешний День знаний состоится торжественное открытие школы на 1501 место на улице Королёва в Великом Новгороде. Новое образовательное учреждение примет тех, кто был вынужден учиться во вторую смену, а также учащихся из других школ, требующих ремонта.

В этом же году начнётся строительство пристройки на 200 мест к основному зданию Демянской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза А.Н. Дехтяренко за счёт средств областного бюджета. В настоящий момент разрабатывается проектно-сметная документация, уже согласован проект архитектурно-планировочных решений.
Наконец, в Валдае планируется строительство современной общеобразовательной школы на 600 мест. Она не только будет оснащена самой передовой инфраструктурой, но и станет методическим центром по распространению передовых технологий и лучших практик обучения. Сейчас под новое учреждение образования разрабатывается и проходит экспертизу проектно-сметная документация.
В 2025 году завершён капитальный ремонт пяти зданий школ, в которых обучается 3000 детей. В итоге, если считать с 2022 года, с нынешнего 1 сентября более 20 000 школьников и 1500 учителей будут учиться и работать в новых образовательных пространствах.
Кроме того, в течение 2026 и 2027 годов будут полностью отремонтированы соответственно 9 и 12 зданий общеобразовательных школ.
Александр ДРОНОВ, врио губернатора Новгородской области:
— Благодаря решениям федерального и регионального правительств педагоги ежегодно получают новые возможности, недоступные ранее. Интернет-сервисы, электронные наглядные пособия, дистанционные услуги и передовое оборудование уже стали доступны в каждом образовательном учреждении. Но важно думать не только о технической стороне дела, но и о содержании.
Эффективным инструментом развития я вижу создание регионального стандарта образования Новгородской области. В нём будет зафиксирован уровень качества услуг, который мы обязаны поддерживать. Стандарт будет включать лучшие наработки, созданные ведущими учреждениями, конкретные механизмы их внедрения и дальнейшего совершенствования. Тем более что у нас уже есть опыт в этой сфере.

Всё для профессионалов
Не остались без внимания и учреждения среднего профессионального образования. В 2025 году осуществлялся капитальный ремонт учебного корпуса Боровичского агропромышленного техникума в Окуловке, а в будущем году планируется сдать после капитального ремонта общежитие техникума.
В 2025 году начат капитальный ремонт трех зданий общежитий региональных колледжей. Кроме того, Новгородская область приступила к капремонтам зданий профессиональных образовательных организаций в рамках государственной программы «Развитие образования». В 2025 и 2026 годах будет отремонтировано по одному зданию ПОО.
Медаль за бой, медаль за труд…
Согласно национальному проекту «Молодёжь и дети» с 2025 по 2027 год в 141 образовательном учреждении будут оснащены кабинеты по предметам «Основы безопасности и защиты Родины» и «Труд (технология)». Уже в текущем году туда поставляются макеты стрелкового вооружения, противогазы, респираторы, костюмы химической защиты и защитные комплекты, а также токарные и фрезерные станки, электроплиты и швейные машины, холодильники и утюги.
Одним словом, всё, что необходимо для формирования практических навыков молодого гражданина сегодняшней России, теперь в школах и колледжах Новгородской области имеется в достаточном количестве.
ЧТО СКАЖЕТ УЧИТЕЛЬ?
Людмила ФЁДОРОВА, учитель русского языка и литературы школы № 23 Великого Новгорода:
— Хотелось бы поделиться собственным видением того, как идёт реализация государственной программы Новгородской области «Развитие образования в Новгородской области до 2026 года».
Для хорошего результата в работе учителя важно многое: комфортные условия, возможности для культурного обогащения, финансовая поддержка.
Наша школа участвует в программе капитального ремонта учреждений образования. И мы с радостью ждём 1 сентября 2025 года, когда войдём в обновлённую школу, оснащённую современным оборудованием.
Уже несколько лет реализуется проект «Пушкинская карта». С ней мы смогли осуществить интересные походы в театры, музеи Новгородской области. А это — лучший метод формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей.
В 2024 году НовГУ им. Ярослава Мудрого совместно с администрацией Великого Новгорода реализует на территории областного центра и Новгородского района приоритетный региональный проект «Город-университет». Мне посчастливилось принять участие и занять призовое место в конкурсе «Мудрый учитель», который был организован в рамках проекта. Это прекрасный опыт самоанализа и обмена опытом с коллегами, ну и финансовая поддержка.
Уже не первый год участвуем с ребятами в конкурсе школьных проектов «ПроектON», организованном НовГУ, — это отличный опыт научно-исследовательской работы.
Ежегодно ребята нашей школы получают от области социальную поддержку в виде стипендии «Господин Великий Новгород».
В мае этого года я как преподаватель профильной смены «Русский язык: просто о сложном» работала в Региональном центре выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодёжи Новгородской области «Онфим». Это уникальный центр, где дети могут в полной мере развить свои способности в различных направлениях.
В нашу школу приходят молодые специалисты, которые получают социальную поддержку правительства Новгородской области, что очень радует.
Это лишь небольшая часть изменений, происходящих в нашей области в сфере образования. Надеюсь, что и дальше данной сфере будет уделяться пристальное внимание и оказываться необходимая поддержка.
Ульяна ФЁДОРОВА, учитель математики школы № 23 Великого Новгорода:
— В этом году я окончила НовГУ по специальности «учитель математики и информатики» в рамках целевого обучения. В течение срока обучения я получала социальную поддержку, стипендию. Планирую продолжать профессиональную деятельность в 23-й школе Великого Новгорода, где я училась сама и уже два года работаю учителем математики.
Я поняла, что не ошиблась с выбором профессии. Мне нравится наблюдать, как ученики день за днём делают открытия, признаются, что любят математику. У нас в школе прекрасный коллектив единомышленников, которых можно назвать настоящими наставниками. Мне повезло — я родилась в педагогической семье, вместе со мной в школе работают моя мама, тётя. У них я учусь многому.
Валентина ИВАНОВА, учитель химии школы № 2 Великого Новгорода, представитель педагогической династии:
— Как педагог я вижу, что для ребят в последние годы значимость естественно-научного образования значительно возросла. А интерес к изучению химических дисциплин существенно увеличился благодаря оснащению учебных кабинетов современным оборудованием и внедрению инновационных методик преподавания.
Ярким примером эффективности такого подхода являются достижения двух моих учениц, которые показали блестящие результаты на едином государственном экзамене по химии, набрав максимально возможные баллы. На основе этих результатов одна из девушек поступила на медицинский факультет Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.
Овладение основами химической науки не только способствует формированию глубокого понимания процессов синтеза лекарственных препаратов, но также позволяет учащимся развивать аналитические способности и критическое мышление. Успех моих выпускников подтверждает важность развития инфраструктуры для проведения лабораторных исследований и совершенствования методов обучения в области естественных наук.
Автор: Иван Князев
Теги: образование, школы, детские сады, Новгородская область















