Как ищут и что находят новгородские подводные археологи
Одним из главных событий этого года для Новгородской областной федерации подводной деятельности стала операция по поиску и подъёму советского штурмовика Ил-2. Самолёт дайверы обнаружили в июне на дне Ильменя недалеко от устья реки Мста. В настоящее время он реставрируется на Старорусском авиаремонтном заводе.
О том, как ведётся работа по поиску подобных военных артефактов, какие опасности могут ждать поисковиков под водой и какие планы они строят на следующий сезон, «НВ» поговорили с дайвером Антоном МУРАДОВЫМ.
— Антон Игоревич, а как дайверы нашли под водой самолёт?
— Были изучены донесения советских и немецких пилотов, на основе которых и была выбрана местность для исследования. В том, что мы нашли штурмовик, возможно, большую роль сыграло везение. Машина была в идеальном состоянии, практически целая, в кабине все приборы на месте, только хвост отсутствовал. Единственное, в момент подъёма самолёта крылья от корпуса оторвались. Дело в том, что машина была полностью забита илом и глиной — они, к слову, хорошие консерванты и не дали ей заржаветь, поэтому несмотря на то, что водолазы Облводобъекта её максимально расчистили, вес находки составил больше 15 тонн. Под тяжестью самолёт и развалился. Но эти поломки не критичные, всё равно при восстановлении его пришлось бы разобрать. Такой, практически целый, самолёт в озере Ильмень последний раз находили почти 30 лет назад.
— Что известно об этом Ил-2? В СМИ прошла информация, что удалось узнать имя летчика, который им управлял.
— Самолёт участвовал в боях при обороне Новгорода в августе 1941 года. Судя по размеру отверстий в моторном отсеке, он был сбит, скорее всего, самолётом. Но это — только версия. Надеюсь, более подробная информация появится после установления личности пилота и подробностей воздушного боя. На сегодняшний день поисковиками демянского отряда «Находка» ведётся активная работа по поиску необходимых документов в архивах. Человеческие останки найдены не были. Возможно, лётчик или успел выпрыгнуть, или пытался посадить штурмовик, но не справился, о чём может свидетельствовать оторванный хвост. И его выкинуло из кабины. Авиационный полк установлен, а имя лётчика пока остаётся неизвестным. От предварительной версии, кто управлял этим Илом, пришлось отказаться. Номер двигателя и кузова, которые, как правило, дают подсказку для установления личности пилота и машины, на этом самолёте не сошлись.
— Что будет с самолётом после реставрации? Сможет он взлететь?
— Чтобы его восстановить до лётного состояния, необходима космическая сумма денег. Насколько я знаю, демянские поисковики нашли спонсора, и реставрация будет проходить на его средства. Есть предложение поставить Ил-2 в Демянском районе, на территории будущего филиала военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооружённых сил России «Патриот». Этот Ил-2 одноместный, поэтому и уникальный. Выпускать Илы с местом для стрелка стали позднее.
— Поиск самолётов в водоёмах можно сравнить с поиском иглы в стоге сена. Какие приборы используют подводные археологи?
— Подводной археологией я занимаюсь с 2013 года, когда вместе с клубом помог поисковикам в обнаружении в озере Вельё самолёта Пе-2. Потом был разбитый Як-1 из озера Истошенское. Планомерно, квадрат за квадратом, на протяжении нескольких лет обследуем Ильмень. У нашего руководителя Алексея Михайловича Иванова есть собственное судно, оснащённое всем необходимым оборудованием для поиска: гидролокатором бокового обзора, прибором, основанным на принципе эхолокации, для получения изображения рельефа дна, и магнитометром — аппаратом, который определяет, есть ли металл, и так далее. Если идёт сигнал о металле, то это указывает на наличие техногенного предмета. Что он из себя представляет, уже выясняют дайверы. К слову, часто это бывают затопленные машины рыбаков, моторные лодки. Визуальному осмотру какой-либо зафиксированной аномалии предшествует очень нудная и трудоёмкая работа. Отправляясь в экспедицию на Ильмень, мы не ставим цель, что обязаны что-то найти. Сначала с привязкой к GPS ведётся съёмка дна, данные записываются в памяти прибора, а далее следует долгий процесс изучения и анализа отснятого материала. Кстати, недалеко от Ил-2 нашли сильно разрушенную деревянную лодку с бронзовыми кнехтами — тумбами для крепления тросов, с помощью которых судно привязывалось к причалу. Скорее всего, лодка довоенная, поскольку после войны бронзовые детали особо не использовали — дороговато выходило.
— А ориентируетесь на информацию от местных жителей?
— Стараемся проверить каждую подобную информацию, когда люди говорят вроде того, что «здесь мы в детстве в воду с крыла самолёта ныряли» или «здесь рыболовные сети постоянно рвались». Но в 9 из 10 случаев она не подтверждается.
— Знаете, где ещё в Ильмене могут быть подобные штурмовику находки?
— Ожесточённые бои шли практически по всему побережью Ильменя. Благодаря архиву немецких летчиков знаем о том, что два Ила были сбиты вражескими истребителями возле деревни Взвад Старорусского района. Они летели на низкой высоте, чтобы не попасть под огонь зениток. Рухнули в воду без сильных повреждений. Точное место падения неизвестно, для поиска выбраны несколько предполагаемых квадратов. Работы ведутся. Есть информация, что в одной из частей озера Вельё должен быть немецкий бомбардировщик, в другой — наша «пешка». Вообще, это озеро — сплошное поле битвы. Прошлым летом подняли со дна останки более 15 незахороненных красноармейцев и военный инвентарь. Оружия не нашли, поскольку, как правило, после боя его сразу собирали. После войны уровень воды в Велье искусственно подняли, поэтому места военных действий сейчас оказались затопленными.
— Погружение в озеро отличается от погружения в море. Как вам работается в новгородских водоёмах?
— Для дайверов самое главное — температура и видимость. Там, где лежал Ил-2, видимость — нулевая, то есть вытягиваешь руку, и не видишь ладонь. Многое зависит от времени года. В летнее время, когда водоём начинает цвести, погружаться и проводить визуальный поиск, вести какие-либо работы очень тяжело, поэтому стараемся проводить его зимой. В зимнее время вода намного прозрачнее. Например, погружения на истребитель ЛаГГ-3 в реке Ловать проводились зимой. Самолёт лежал на небольшой глубине, около 4 метров.
— А дайверы суеверные? Есть ограничения для ныряния на глубину?
— Конечно, если есть проблемы со здоровьем, то желательно дайвингом не заниматься. Особенно это касается людей с лёгочными, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Нельзя лезть в воду даже когда насморк. Должно быть хорошее самочувствие. Дайвингу надо учиться. Необходимо пройти теоретические и практические курсы, получить навыки подводного плавания, изучить основы безопасности дайвера. Часто я вижу ситуации, когда люди приезжают на море либо к озёрам, чтобы понырять с аквалангом, но не знают, как пользоваться оборудованием. Это неправильно, ошибки под водой могут привести к непоправимым последствиям для здоровья и жизни. Что касается суеверий, то у меня их нет. Но перед погружением я десять раз проверю оборудование, костюм, экипировку. У меня есть железное правило: когда приходится опускаться под лёд — всегда в руке держу страховочный трос. Через него подаются сигналы наверх, с помощью него поднимаешься. Без верёвки лунку-майну не найти. Существует риск, что если трос выпустить из руки, он может перетереться о металлические края обломков.
К восстановлению Ил-2 на 123-м авиаремонтном заводе привлечены лучшие специалисты. Им предстоит заново изготовить отсутствующую хвостовую часть самолёта, восстановить повреждённые элементы штурмовика, изготовить силовой каркас.
Старорусские авиаремонтники уже занимались реставрацией военной техники разных времён. Они восстановили самолет Ли-2 в московском парке Победы, самолёт МиГ-19 для памятника «Авиаторам Северо-Западного фронта» в Крестцах. Однако, как считают специалисты, нынешний проект будет самым интересным и технически сложным в реализации.