Реконструкцией мемориала в Парфинском районе движет частная инициатива
Ясная Поляна — одно из крупнейших воинских захоронений Новгородской области. Больше только Мясной Бор. С каждой новой Вахтой памяти разрастаются печальные холмы. Здесь, неподалёку от Парфина, покоятся уже около 40 тысяч красноармейцев.
И как вы думаете, сколько имён увековечено на плитах? Тысячи полторы. Более чем в 20 раз меньше, чем похоронено солдат и офицеров! Полного соответствия, наверное, не будет никогда: далеко не каждое имя удаётся выяснить поисковикам. Но и не такой же должна быть разница, как сейчас.
Кроме постаревших плит, на кладбище есть самодельные таблички с фотографиями — родственникам не возбранялось таким образом почтить память своих героев. О единстве стиля говорить не приходится.
Да и в целом кладбище нуждается в гораздо большей заботе, чем просто уход. Время от времени делалось то, что можно было бы назвать реконструкцией. Например, несколько лет назад устанавливались фундаменты братских могил, тумбы с именными плитами, мостились дорожки. Но частичное облагораживание и общий вид улучшает лишь отчасти.
Попытка концептуального подхода тоже была. Дело дошло даже до готового проекта полной реконструкции мемориала. Ныне действующей главе Федорковского поселения Галине СЕМЁНОВОЙ он достался как бы по наследству.
— Когда я вникла, — рассказывает она, — стало ясно, что с таким документом претендовать на участие в федеральной программе по увековечению памяти нельзя. Как увековечивать, если предусмотрено только 67 плит? Там сотни нужны! При этом проектную стоимость работ экономной не назовёшь — более 54 миллионов рублей. Фактически годовой бюджет всей области на благоустройство и уход за мемориалами.
И что оставалось делать? Деньги-то на проектные изыскания уже освоены. Посовещались в районе и... «Вадим Анатольевич, нужна поддержка», — командир поискового отряда «Долг» Валерий БРЮСОВ позвонил питерскому предпринимателю Вадиму САЯПИНУ. Они знакомы уже много лет. Поисковая дружба.
Бизнесмена в наши края привела семейная история: искал могилу деда. Долгих 14 лет. На местности, в архивах — везде. Помогал профессиональный опыт: Саяпин закончил Рязанское воздушно-десантное училище, служил в ВДВ, в спецназе ФСБ, офицер запаса. В итоге на нужную точку — высоту 49,9 — вывела немецкая карта. Примерно в километре от неё согласно списку безвозвратных потерь личного состава 7-й гвардейской стрелковой дивизии следовало искать захоронение. Нашли его поисковики. Опыт! Кольцо берёз подсказало, что деревья взяли в окружение воронку.
О последнем бое лейтенанта Георгия Романова скупо поведал наградной лист. Он поднял бойцов в атаку, но, ворвавшись во вражескую траншею, они оказались отрезаны от остальных. Дед Вадима Анатольевича был представлен к ордену Отечественной войны I степени. Награда была вручена вдове в 1944 году в Кремле.
Георгия Дмитриевича и его однополчан — в воронке находились останки 16 человек — похоронили в селе Давыдово Старорусского района. А затем, и это был первый такой случай в Новгородской области, Вадим Саяпин на личные средства, потратив около 20 миллионов рублей, реконструировал воинский мемориал, который теперь называется «Павший лист».
«НВ» рассказывали об этом («Высота Вадима Саяпина», 4 июля 2018 года). Снят фильм «Высота лейтенанта Романова». Кто посмотрит, тот всё поймёт — про поиск, про долг, да и про самого Вадима Анатольевича. О человеке судить надо по делам.
В прошлый четверг в Ясной Поляне Вадим Саяпин встречал рабочую группу: проектировщики, геодезисты, представители администрации района и поселения, поисковики. Собственно, это не первая встреча. Позади — общественные слушания. На голосование были поставлены два варианта — готовый проект и ожидаемый (в эскизном исполнении). Люди поддержали идеи, предложенные командой Саяпина.
Безусловно, команда сложилась ещё по совместной работе в деревне Давыдово: художник-дизайнер Ирина Якименко, архитектор Александр Сологуб, руководитель мемориальной группы Александр Алтухов, архитектор Антон Каневский, скульптор Ольга Окатова, руководитель проектной группы Марина Золотова.
— Конечно, мы не будем копировать Давыдово, — уверяет Вадим Анатольевич. — И не собирались этого делать. Говорю потому, что местных жителей это волнует. И это хорошо, что люди переживают, интересуются. Народ парфинский — молодцом.
Но сама идея листа в чём-то всё же будет. Скажем, в дорожках, похожих на прожилки. И в подходах.
Мемориал должен служить долго, то есть лет 70 и более. Он должен выглядеть достойно, а его обслуживание не быть дорогостоящим.
Например, если тела могил засыпать гранотсевом, то не нужно будет поддерживать там газон, ходя с триммером по могилам. И плиты, как и те, что установлены в Давыдове, будут изготовлены из карельского гранита в Петрозаводске.
План, а он был согласован на встрече с министром строительства Новгородской области Русланом Тарусовым, такой: в этом году надо выполнить подготовительную часть. Прежде всего должен быть готовый проект, прошедший государственную экспертизу. В 2022 году предстоит изготовить плиты и нанести имена, а уже в 2023-м — провести благоустройство с установкой плит. И открыть мемориал. Всё с той же узнаваемой яснополянской аркой у входа. И солдатом, никогда не покидающим свой пост. А вот ели придётся спилить: деревья достигли уже опасного возраста.
Предприниматель профинансирует разработку проекта, а также, видимо, поддержит благоустройство. Что касается приобретения гранитных плит, а их будет около 500, то, как он надеется, на эти цели пойдут средства из государственной программы, куда «Галина Михайловна (глава поселения. — В.Д.) заявочку, конечно же, напишет».
— Понятно, что одних только государственных денег может и не хватить, — говорит Вадим Саяпин. — Возможно, придётся привлекать внебюджетные источники. Но ведь в том и стержень проекта — чтобы быть вместе, чувствовать свою сопричастность этому святому делу. Это же то, что делает нас людьми. Может, я говорю красивые слова, но ведь правду.
Кстати, если иметь в виду определённый посильный вклад, то такой опыт, когда, как говорится, всем миром, в Парфине есть. Собирали же ранее на реконструкцию мемориала в рамках акции «Дорога к обелиску». Решающее слово было за бюджетами трёх уровней, но и 230 тысяч рублей, пожертвованных жителями, — это тоже дорогого стоило.
Остаётся добавить, что ожидаемая реконструкция не отразится на ежегодных мероприятиях Вахты памяти. Захоронения поднятых поисковиками останков бойцов будут продолжаться. Работы у «Долины» только прибавится: предстоит большая сверка имён, которые будут выбиты в граните.
* * *
Елена ЛЕОНТЬЕВА, глава Парфинского муниципального района:
— Ясная Поляна — святое место для нас, парфинцев. Я сама впитала это с детства, со школы, с почётного караула, с походов по лесам с нашим учителем Геннадием Александровичем Мишиным. Для нас очень важно войти в федеральную программу. Важно ощущать поддержку. Наш губернатор Андрей Никитин ещё прошлой осенью сказал, что надо приводить Ясную Поляну в порядок. Андрей Сергеевич предложил тогда проработать вопрос. И, конечно, мы очень ценим сотрудничество с Вадимом Саяпиным.