Во время проведения стандартной историко-культурной экспедиции новгородские археологи обнаружили восемь ценнейших памятников
Сразу восемь новых археологических памятников удалось обнаружить учёным во время проведения государственной историко-культурной экспертизы на территории Новгородского, Маловишерского и Окуловского районов, где планируется строительство высокоскоростной магистрали между Санкт-Петербургом и Москвой.
Работа «в поле» длилась с августа по октябрь: за это время 11 сотрудников Центра археологических исследований вместе со студентами изучили участок трассы длиной 150 километров и шириной 100 метров. А результатом масштабной работы стали 14 томов отчётов и ценнейший материал для изучения.
— В соответствии с законодательством строительным работам на участках должна предшествовать государственная историко-культурная экспертиза. Договор на проведение этих работ был заключён с Новгородским университетом, — пояснила заведующая кафедрой истории России и археологии НовГУ, член совета по культурному наследию при министерстве культуры России Елена ТОРОПОВА, автор историко-культурной экспертизы. — После получения в Министерстве культуры России Открытого листа сотрудники кафедры и Центра приступили к археологической разведке. Мы прошли десятки километров болот. И очень гордимся собой, потому что обнаружили восемь новых памятников археологии, которые ранее были не известны. Это очень важное открытие.
По словам Елены Тороповой, часть памятников уникальны для Новгородской области и стали полной неожиданностью для учёных. Сложилось так, что большинство археологов на территории Новгородчины занимаются исследованиями Средневековья: выбор обусловлен богатством и популярностью изучаемой темы. А вот свидетельств пребывания человека на землях нынешней Новгородчины до нашей эры практически нет. Период этот незаслуженно остался в тени. И, тем не менее, ситуация медленно, но меняется. Так, во время нынешней разведки удалось обнаружить две стоянки эпохи неолита, которые датируются III–II тысячелетиями до нашей эры.
— Мы в общем-то знаем средневековую историю нашей новгородской земли. Не очень хорошо, но знаем о Каменном веке. А промежуток между Каменным и Железным веками нам мало известен. Поэтому обнаружение поселения, относящегося к эпохе бронзы и раннего железного века (II тыс. до н. э. — рубеж н. э.), открытие крайне важное, — поясняет Елена Владимировна. — То, что найдено, особенно ценно, потому что мы плохо представляем повседневную жизнь людей того времени. Не знаем, что за люди это были? Какие использовали орудия труда? Как мигрировали? Новые находки могут дать ответы на эти вопросы.
Кроме того, учёным удалось обнаружить группу из 18 курганов. Памятник предварительно датирован второй половиной I тысячелетия нашей эры и относится к так называемой культуре псковско-новгородских длинных курганов. Информации о них нет в своде памятников Романцева, который был составлен к XV съезду археологов. В других документах они тоже не зафиксированы.
— Несмотря на то, что мы живём в XXI веке, на археологической карте земли всё ещё много белых пятен. Новгородская область в этом смысле не исключение. Курганы, которые мы нашли, стоят у нас под носом с VI века и до сих пор оставались незамеченными, — уточнила археолог.
В результате столь тщательной экспертизы был сделан вывод о невозможности проведения ВСМ на планируемом участке строительных работ и предложены дальнейшие варианты действий.
— Сложившаяся ситуация никак не угрожает проекту ВСМ, — говорит Елена Торопова. — Если на участке есть памятники археологии, первая экспертиза всегда отрицательная. Это стандартная форма работы. Далее в соответствии с требованием законодательства идёт разработка разделов с предложением решений и мероприятий, позволяющих учесть интересы памятников археологии.
По мнению археолога, это может быть изменение трассы, что предпочтительнее для археологов, так как в будущем появятся новые методы диагностики, которые позволят подробнее изучить обнаруженные памятники. А может быть, речь пойдёт о спасательных археологических работах, когда археологи будут вести раскопки и изучать объекты до строительства трассы. Окончательное решение по этому вопросу пока не принято. Но в любом случае оно требует точечной проработки.
Теги: Новгородская область, археология, ВСМ, Москва, Санкт-Петербург