В «Витославлицах» завершена реконструкция мельницы
Теперь эту мельницу, прекрасно известную всем новгородцам — ведь она более полусотни лет находится близ Юрьева монастыря, можно будет использовать даже по прямому назначению.
— Да, все её механизмы находятся в исправном состоянии, — говорит заведующая музеем деревянного народного зодчества Олеся ГАВРИЛОВА. — Понятно, что мы не будем заниматься производством муки, но иногда будем показывать мельницу в действии.
Мельнице шатрового типа из деревни Ладощино Солецкого района приблизительно 100 лет. Точной даты нет, известно лишь, что она была возведена в 1920-е. Её строителю и хозяину крестьянину Михаилу Большеву, по рассказам местных жителей, было тогда «лет 50». А родился Михаил Павлович в 1873 году.
История ветряка, а также судьба владельца, исследованные старшим научным сотрудником НГОМЗ Ольгой ИВАНОВОЙ, — это тоже в известном смысле реконструкция. Ольга Витальевна и восстанавливала, и устанавливала факты.
Шатровки, повторявшие голландские образцы, вошли в моду, естественно, в эпоху Петра I. Они имели конструктивные преимущества перед традиционными для России столбовками (или козловками), обеспечивая большую производительность.
Как потенциально музейный объект ладощинскую мельницу выявила Любовь Шуляк. В её отчёте от 1968 года сказано: «Общее состояние мельницы позволяет перевезти её и установить в музее деревянного зодчества». При этом Любовь Митрофановна отметила необходимость срочного проведения такой операции. Мельница находилась в плачевном состоянии и могла быть разобрана на дрова. Тогда как в Новгородской области крайне мало сохранилось мельниц, и все они — под угрозой уничтожения.
Собственно говоря, так и случилось: кроме той, что в музее, до наших дней дожила мельница в деревне Завал, что в Поозерье. Хотя ещё в послевоенные годы ветряки использовались полным ходом. В 1944 году, сразу после изгнания оккупантов, власти отдавали распоряжения о восстановлении мельниц. О более раннем времени можно судить по архивным справкам: по состоянию на 1920 год в одной только Любанской волости, к которой относилась и деревня Ладощино, насчитывалось 38 мельниц.
В 1950-е годы мельница Михаила Большева ещё вращала своими крыльями. Любовь Шуляк застала её как склад, приспособленный для хранения удобрений.
На время перевоза мельницы в музей Ладощино относилось к Солецкому району. А вообще деревня и с нею мельница изрядно попутешествовали, будучи в административных границах ещё и Подгощского, Старорусского и Шимского районов. Точно так же у них в разное время была разная «прописка» по колхозам — то в «Победе», то в имени Кирова. Ну а первым коллективным хозяином после частника был «Красный маяк».
Семья у крестьянина Большева была под стать его фамилии — из восьми человек. Это явствует из списка домохозяйств, занимающихся землепашеством, составленного Любанским волисполкомом за 1922 год. В строительстве мельницы, кроме нанятых плотников, участвовала целая бригада родни. Вот с лесом был напряг. Местность такая. Обошлись осиной. Ещё и два амбара разобрали. Шимский мастер по имени Егор, а по прозвищу Грач изготовил гранитные жернова.
— Добрый камень обогатит, а плохой разорит, — напоминает крестьянскую поговорку Ольга Иванова.
Но старые поговорки они же от понятий старых. Не впрок пошла хозяину его затея. О печальной судьбе Михаила Большева музейщикам доводилось слышать ещё в советское время. Так, в 1988 году местная жительница Людмила Аполлонова сообщила участникам этнографической экспедиции, что Михаила Павловича «забрал чёрный воронок, а мельнику уже к 70 дело шло».
В Книге памяти жертв политических репрессий в Новгородской области есть запись о том, что Большев Михаил Павлович, уроженец и житель деревни Ладощино, русский, беспартийный, грамотный, крестьянин, арестован 7 марта 1938 года. В Ленинградском мартирологе за 1937–1938 годы указано, что 14 марта 1938 года по решению особой тройки Управления Народного комиссариата внутренних дел Ленинградской области он был приговорён к высшей мере наказания. Как «контра»» — по статье 58 п. 10 УК РСФСР. 18 марта 1938 года приговор привели в исполнение. Попал мельник в жернова… К слову, местному населению запрещалось производить размол на домашних жерновах. Это рассматривалось как тайный помол и уклонение от налога.
Как ожидается, в ближайшие дни состоится приёмка отреставрированного объекта. После чего будет смонтирована экспозиция.
Теги: Великий Новгород, Витославлицы, мельница