Реставраторы восстановили мраморировки храма XIV века
Кажется, что Тамаре АНИСИМОВОЙ не хватает только указки. И тогда руководитель Центра реставрации монументальной живописи (филиал НГОМЗ) будет похожа на учителя, который стоит у рельефной географической карты с изображением, отдалённо напоминающим Евразию.
— Да? — удивлённо переспрашивает Тамара Ивановна. — А по мне, это гораздо больше напоминает античную мозаику. Такое колористическое сочетание из оттенков жёлтого, красного и коричневого отличается от обычно более сдержанной росписи других храмов древнего Новгорода. Почему? Не знаю. Может быть, художник это где-то подсмотрел и, восхищённый, решил повторить?
У реставратора, погружённого в свою работу, и ассоциации свои — профессиональные.
Перед нами мраморировки — имитация камня, мраморной облицовки. Фрагменты, очищенные и собранные в композиции, когда-то украшали нижнюю часть храма Входа Господня в Иерусалим 1336 года. Это руинированная живопись несохранившегося храма. Уникальный образец монументального искусства первой половины XIV века, поскольку других новгородских образцов данного периода выявлено не было.
— Мраморировки есть в церкви Спаса Преображения на Нередице. Это конец XII века, — поясняет Тамара Ивановна. — А вот в росписях церкви Успения на Волотовом поле 1362 года и других храмов второй половины XIV века уже использовались так называемые «полотенца».
В 2009 году при прокладке электрокабеля в Новгородском кремле были обнаружены руины неизвестной постройки. В 2010–2012 годах здесь работала археологическая экспедиция СПбГУ под руководством Валентина Булкина и Ильи Антипова.
Благодаря проведённым исследованиям было определено, что руины принадлежат храму, построенному архиепископом Василием Каликой, который почти на четыре столетия старше дошедшей до наших дней церкви Входа Господня в Иерусалим, расположенной здесь же, в кремле.
Фрагменты первоначальной росписи, сохранившиеся на стенах в алтарной части и на восточных столбах, были перенесены в реставрационную мастерскую, где хранились под профзаклейкой из марли, дожидаясь своего часа. То, что можно видеть сегодня, — это результат полугодовой работы.
56 фрагментов смонтированы на 21 планшет.
После кропотливой очистки (в трещинках красочного слоя накопился мусор) фрагменты были помещены на специальную подложку из пены, которую, в свою очередь, фиксирует рамочка. Конструкция легко разбирается и удобна как для демонстрации живописи на выставках (хоть бы и пофрагментно), так и для дальнейших исследований и реставрации.
Собирая кусочки росписей «в рамочку», реставраторы старались добиться цельности картины и передать её красоту. Непрофессионал может подумать, мол, при всех её достоинствах эта живопись всё-таки фоновая. А вот что говорит нам Тамара Анисимова:
— Можно только догадываться, насколько красиво было в храме поверх мраморировок, как великолепно выглядел алтарь!
В течение нескольких месяцев композиции из мраморировок воссоздавала реставратор Оксана КАРЯКИНА.
— Сейчас я наношу профилактическую заклейку, которая позволит мне перевернуть фрагмент лицевой стороной, — рассказывает она.
Это то, что происходило с росписями храма Входа Господня в Иерусалим. Мы не видим, что у неё в работе сейчас. Поверх фрагмента лежит марля. Вообще сравнения из области медицины реставраторам близки. Они и инструментарием пользуются соответствующим. Даже скальпель имеется.
Впрочем, школа как образ — тоже к месту. Как без наработанных методик?
— Но каждый новый опыт, — говорит Оксана, — это всегда не только по учебнику. Потому что каждый памятник требует индивидуального подхода. Тем наша профессия и интересна.
В реставрационных мастерских иное ощущение времени и пространства. Всё спрессовано, всё рядом. Выходя из помещения, где были подготовлены к показу мраморировки, проходишь мимо стеллажей с другими фресками. Это живопись церкви Благовещения. Здесь от кремля до Рюрикова Городища — несколько шагов. Как раз им сейчас новгородские реставраторы уже и заняты.
Теги: музей-заповедник, история, мраморировка