Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

«Каменная» живопись

Реставраторы восстановили мраморировки храма XIV века

Как ни странно, первооткрывателями древнего храма были не археологи.

Как ни странно, первооткрывателями древнего храма были не археологи.

Фото: НГОМЗ

Реставраторы восстановили мраморировки храма XIV века

Кажется, что Тамаре АНИСИМОВОЙ не хватает только указки. И тогда руководитель Центра реставрации монументальной живописи (филиал НГОМЗ) будет похожа на учителя, который стоит у рельефной географической карты с изображением, отдалённо напоминающим Евразию.

— Да? — удивлённо переспрашивает Тамара Ивановна. — А по мне, это гораздо больше напоминает античную мозаику. Такое колористическое сочетание из оттенков жёлтого, красного и коричневого отличается от обычно более сдержанной росписи других храмов древнего Новгорода. Почему? Не знаю. Может быть, художник это где-то подсмотрел и, восхищённый, решил повторить?

У реставратора, погружённого в свою работу, и ассоциации свои — профессиональные.

Перед нами мраморировки — имитация камня, мраморной облицовки. Фрагменты, очищенные и собранные в композиции, когда-то украшали нижнюю часть храма Входа Господня в Иерусалим 1336 года. Это руинированная живопись несохранившегося храма. Уникальный образец монументального искусства первой половины XIV века, поскольку других новгородских образцов данного периода выявлено не было.

Тамара АНИСИМОВА: «Мне это напоминает античную мозаику». Фото Василия Дубовского

— Мраморировки есть в церкви Спаса Преображения на Нередице. Это конец XII века, — поясняет Тамара Ивановна. — А вот в росписях церкви Успения на Волотовом поле 1362 года и других храмов второй половины XIV века уже использовались так называемые «полотенца».

В 2009 году при прокладке электрокабеля в Новгородском кремле были обнаружены руины неизвестной постройки. В 2010–2012 годах здесь работала археологическая экспедиция СПбГУ под руководством Валентина Булкина и Ильи Антипова.

Благодаря проведённым исследованиям было определено, что руины принадлежат храму, построенному архиепископом Василием Каликой, который почти на четыре столетия старше дошедшей до наших дней церкви Входа Господня в Иерусалим, расположенной здесь же, в кремле.

Фрагменты первоначальной росписи, сохранившиеся на стенах в алтарной части и на восточных столбах, были перенесены в реставрационную мастерскую, где хранились под профзаклейкой из марли, дожидаясь своего часа. То, что можно видеть сегодня, — это результат полугодовой работы.

56 фрагментов смонтированы на 21 планшет.

После кропотливой очистки (в трещинках красочного слоя накопился мусор) фрагменты были помещены на специальную подложку из пены, которую, в свою очередь, фиксирует рамочка. Конструкция легко разбирается и удобна как для демонстрации живописи на выставках (хоть бы и пофрагментно), так и для дальнейших исследований и реставрации.

Собирая кусочки росписей «в рамочку», реставраторы старались добиться цельности картины и передать её красоту. Непрофессионал может подумать, мол, при всех её достоинствах эта живопись всё-таки фоновая. А вот что говорит нам Тамара Анисимова:

— Можно только догадываться, насколько красиво было в храме поверх мраморировок, как великолепно выглядел алтарь!

В течение нескольких месяцев композиции из мраморировок воссоздавала реставратор Оксана КАРЯКИНА.

— Сейчас я наношу профилактическую заклейку, которая позволит мне перевернуть фрагмент лицевой стороной, — рассказывает она.

Это то, что происходило с росписями храма Входа Господня в Иерусалим. Мы не видим, что у неё в работе сейчас. Поверх фрагмента лежит марля. Вообще сравнения из области медицины реставраторам близки. Они и инструментарием пользуются соответствующим. Даже скальпель имеется.

Оксана КАРЯКИНА: «Каждый памятник неповторим». Фото Василия Дубовского

Впрочем, школа как образ — тоже к месту. Как без наработанных методик?

— Но каждый новый опыт, — говорит Оксана, — это всегда не только по учебнику. Потому что каждый памятник требует индивидуального подхода. Тем наша профессия и интересна.

В реставрационных мастерских иное ощущение времени и пространства. Всё спрессовано, всё рядом. Выходя из помещения, где были подготовлены к показу мраморировки, проходишь мимо стеллажей с другими фресками. Это живопись церкви Благовещения. Здесь от кремля до Рюрикова Городища — несколько шагов. Как раз им сейчас новгородские реставраторы уже и заняты.

Теги: музей-заповедник, история, мраморировка

РЕКЛАМА

Еще статьи

Из жизни Ля-до-фа

Из жизни Ля-до-фа

В Великом Новгороде открылась выставка «Пророк вечной красоты», посвящённая 170-летию Анатолия Лядова

03.12.2025 | История

Помнить вечно

Помнить вечно

Новгородский проект о героях Великой Отечественной войны набрал уже почти полмиллиона просмотров

12.11.2025 | История

Северное чудо

Северное чудо

Новгородские реставраторы установили происхождение святыни

29.10.2025 | История

Спаси и сохрани

Спаси и сохрани

К 80-летию новгородской реставрации

22.10.2025 | История

Доктор Зандер

Доктор Зандер

Из зала суда его, арестованного по ложному обвинению, но освобождённого, старорусцы несли на руках

15.10.2025 | История

«Где начиналась Русь...»

«Где начиналась Русь...»

Ровно полвека назад областная экспедиция приступила к исследованию Рюрикова городища

08.10.2025 | История

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА