700 лет Ореховецкому мирному договору
В июле 1323 года в крепости Орешек, построенной новгородцами в истоке реки Невы на Ореховом острове для укрепления обороны от шведов, начались переговоры, в которых приняли участие внук Александра Невского московский князь Юрий Данилович, посадник Варфоломей и тысяцкий Аврам. Шведскую сторону представляли «великие послы» Эрик Турессон, Хеминг Эдгислассон, Петер Юнссон, священник Вемундус, а готландские купцы Людовик и Фодру представляли интересы Ганзы.
Этим переговорам предшествовали продолжавшиеся более 30 лет вооружённые конфликты. Новгород был единственным из русских государственных образований, проводившим до конца XV века собственную внешнюю политику с целью расширения и сохранения государственной территории. Его главным соперником была Швеция, военные столкновения с которой начались в XII веке в связи со шведской экспансией в Финляндии.
В середине XII века начались «крестовые походы» шведов в Финляндию. С конца XIII века интересы Швеции распространяются на важные для Новгорода территории: Корельскую, Ижорскую и Водскую земли. В 1293–1295 годах шведы совершили несколько походов на Карельский перешеек и в Корельскую землю, целью которых было крещение по католическому образцу новгородских данников карел. Новгород сумел сохранить восточную половину Карельского перешейка и северное Приладожье в составе своих владений.
В начале 1320-х годов вооружённая борьба вступила в решающую фазу. Шведы пытались взять под свой контроль важнейшую водную артерию Новгорода — Неву, Ладожское озеро и низовья Волхова. В 1322 году они предприняли безуспешный набег на Корелу, а новгородцы совершили такой же безуспешный поход на Выборг. Борьба Руси и Швеции за Карелию и берега Невы длилась уже 30 лет, и стало ясно, что ни одна из сторон не в состоянии добиться перевеса. Шведам недоставало сил, чтобы продолжать наступление, в то же время они были достаточно сильны, чтобы удержать Западную Карелию. Новгород считал её своим исконным владением, но не мог отвоевать.
У обеих сторон были также внутренние причины, чтобы искать мира. На Руси в это время продолжалась борьба за великое княжение между московскими и тверскими князьями. На конечный успех Москвы в значительной мере повлияла поддержка Новгорода. Но его участие в этой междоусобной войне отрицательно сказалось на возможностях вести активную политику и отстаивать свои интересы на берегах Балтики. Поэтому новгородские власти и желавший помочь Новгороду в решении коренных задач внешней политики князь Юрий Данилович были вынуждены прекратить войну со Швецией и начать переговоры.
Тем временем в Швеции обострилась внутриполитическая борьба. В 1319 году королём стал трёхлетний Магнус Эрикссон, от имени которого страной управляло регентское правительство. В связи с задачами по укреплению государственной власти ему было не до внешних завоеваний и активных военных действий в Карелии и Приладожье.
Наконец в начале 1320-х годов как Швеция, так и Новгород уже ощущали усталость от многолетней войны. Тем более что военные действия наносили ущерб торговле, игравшей важную роль в экономике стран Балтийского региона. Поэтому прекращение конфронтации и юридическая фиксация сложившейся границы представлялись самым удачным решением для обеих сторон.
Известный исследователь истории русско-шведских отношений XI–XVII веков И.П. Шаскольский отметил, что «проходившие в столь авторитетном составе Ореховецкие переговоры были самым крупным явлением во всей истории внешних сношений Новгородского государства. Ни разу ни до, ни после 1323 г. не происходили международные переговоры Новгородского государства на столь высоком уровне; ни разу, кроме августа 1323 г., в переговорах Новгорода с другими государствами не участвовал лично великий князь, глава федерации русских княжеств; ни разу, кроме августа 1323 г., в переговорах Новгорода не ставились столь важные вопросы межгосударственных отношений, не ставился вопрос о заключении «вечного мира» с соседней державой».
Решение вопроса о прекращении военного противостояния и о заключении постоянного мира зависело прежде всего от конкретных условий мирного договора. Важнейшим из них был территориальный вопрос. Новгородские представители отказались от своих претензий на западную часть Карельского перешейка. Эта уступка носила чисто символический характер — уступались лишь юридические права, а не территория, де факто находившаяся во владении Швеции. Восточная часть Карельского перешейка с Корелой оставалась в составе Новгородской земли. Впервые официально была установлена государственная граница. Она делила Карельский перешеек вдоль, с юга на север, проходя по реке Сестре.
Затем стороны перешли к обсуждению текущих вопросов пограничных взаимоотношений, ведь наличие границы требовало предусмотреть специальные меры на случай её нарушений. Было принято взаимное обязательство выдавать друг другу перебежчиков: должников, беглых холопов и уголовных преступников. Запрещалось строительство крепостей вблизи границы. За новгородцами сохранялось право охоты и рыбной ловли на отходящих к Швеции угодьях. При возникновении взаимных обид предусматривалось их решение мирными средствами «по Божией правде».
Следует отметить, что имевшая в то время сильное влияние на дела Европейского Севера Ганза употребила все зависящие от неё средства, чтобы склонить шведов и новгородцев к обоюдной уступчивости по вопросам торговли. Поэтому соглашение по вопросам безопасности торгового судоходства по Неве и торговых поездок в Новгород по суше было достигнуто без особых споров. Стороны гарантировали иноземным купцам беспрепятственный путь в Новгород и обратно «горою и водою» (по суше и по морю).
Ореховецкий договор о «вечном» (бессрочном) мире, подкреплённый крестным целованием, положил конец шведским «крестовым походам» и явился важной вехой в истории Финляндии и Карелии. Установленная им граница была не только политической, но и конфессиональной, и культурной. Будучи компромиссной, она не удовлетворяла ни одну из сторон, но юридические и правовые нормы договора действовали почти 300 лет. Борьба Новгорода и Швеции за Карельский перешеек продолжалась, но крупные наступательные операции обеих сторон прекратились. Последняя попытка завоевать новгородские владения была предпринята шведами в 1348 году.
Ореховецкий мир стал дебютом новгородской дипломатии, первым официальным мирным договором между Новгородом и Швецией, первой действенной попыткой решить межгосударственные проблемы несиловыми методами. Спустя три года в Новгороде был заключен ещё один договор о границе и торговле, на этот раз с Норвегией. С этого времени писаное право становится важнейшей составной частью внешнеполитических связей Новгородского государства.
После включения Новгорода в состав Московского государства Ореховецкий договор продолжал действовать до подписания Тявзинского мирного договора в 1595 году.
Покорив Новгород, Москва унаследовала его отношения с соседями. Поэтому одним из рудиментов периода независимости было сохранение дипломатической практики, при которой северо-западные соседи Новгорода — Швеция, Ливония и Ганза — поддерживали дипломатические отношения с Москвой через наместников великого князя в Новгороде. До конца XVI века Новгород в некоторой степени был обособленной политической единицей, обладавшей известной самостоятельностью в сфере внешних сношений. Поэтому в соответствии со сложившейся дипломатической практикой в 1557 году мирный договор, завершивший русско-шведскую войну 1555–1557 годов, был подписан в Новгороде на срок 40 лет. Но он фактически утратил своё значение в 1572 году в результате вступления русских войск в Эстляндию в ходе Ливонской войны.
Геннадий КОВАЛЕНКО,
кандидат исторических наук
Теги: история, Ореховецкий мир