Новгородский земский врач спроектировал аппарат для дезинфекции вещей
В Великом Новгороде установят мемориальную доску в память о враче-инфекционисте Викторе Мандельштаме. Он жил и работал здесь на рубеже XIX и XX веков и прославился одним из полезнейших изобретений — паровой дезинфекционной машиной.
Мёртвая вода
Это сейчас питьевую воду, которая поступает по водопроводу в квартиры и дома людей, в обязательном порядке обеззараживают. Больше 100 лет всё было не так. В Новгородской губернии водопроводы были только в Новгороде и Старой Руссе, но и те обеспечивали лишь центральные части городов.
Обеззараживания воды и контроля за её качеством в том виде, в каком они существуют сейчас, не было. В реки необезвреженными попадали сточные воды предприятий и больниц. Поэтому бедой простых жителей и врачей были частые эпидемии: брюшной и сыпной тиф, холера, сибирская язва, натуральная оспа…
Дезинфекционные паровые камеры, в которых можно было провести обеззараживание вещей, тогда уже существовали. Но либо были зарубежными, а значит, дорогостоящими, либо их изготавливали по особым заказам, что тоже делало приобретение слишком дорогим для небольших больниц. В результате доля внутрибольничных инфекций достигала 8–16%, в том числе из-за того, что постельные принадлежности и другие вещи не обеззараживались как следует. Даже Красный Крест, в годы русско-японской войны объединивший множество лазаретов и летучих отрядов, не имел ни одной дезинфекционной камеры.
Российские земские врачи пытались делать дезинфекционные паровые аппараты из простой бочки или ящика и кипятильника. Но эффективность таких камер была очень низкой. Деревянные бочки быстро рассыхались, а железные ящики ржавели. Из-за этого портились переданные крестьянами вещи: полушубки, валенки, кожаные изделия.
Из семьи купцов
Виктор Мандельштам прибыл в Новгородскую губернию в 1891 году после окончания Дерптского университета. Он родился в купеческой семье в Ковенской губернии на территории нынешней Украины, но выбрал профессию медика. После окончания обучения его направили на службу в Новгород — земским санитарным и эпидемическим врачом.
Как видно, он очень хорошо показал себя в этом качестве. Спустя шесть лет — в январе 1897 года — Мандельштама назначили заведующим Новгородской эпидемической больницей. Но и на этом посту он не смог оставаться только врачом, свободные часы посвящал усовершенствованию камерной дезинфекции.
— У Виктора Григорьевича было не только медицинское, но и физическое образование, и это помогало ему в разработке камеры, — рассказал начальник отдела организации и обеспечения деятельности областного управления Роспотребнадзора Александр ТИХОНОВ. — Ему удалось создать камеру, которая была способна уничтожать микроорганизмы более чем на 90%. В отличие, например, от немецкой, эффективность которой достигала 60%.
К тому же заграничные дезинфекционные камеры были довольно громоздкими, а Мандельштам создал камеру, которую могли собрать в любой больнице в нужном размере, если у учреждения была хорошая слесарная мастерская.
Камера Мандельштама выглядела как короб из металлических листов, к которому подводили пар. Он вытеснял кислород, внутри создавался вакуум, и в сочетании с повышенной температурой это позволяло обеззараживать любые вещи. Аппарат предполагал паровую и пароформалиновую обработку.
— В современных дезинфекционных камерах используется тот же принцип, — указал Александр Тихонов.
Новгородский медик сделал всё для того, чтобы его коллегам в других больницах было легко и просто собрать камеру самостоятельно. Он описал технологию изготовления, рассчитал сметы на материалы и элементы аппарата. Камера Мандельштама стоила гораздо дешевле фабричных образцов. По составленной им смете, всего 215 рублей 83 копейки вместо 600 рублей.
После того как Виктор Мандельштам завершил работу над изобретением, камеры стали появляться в различных российских больницах. В них стерилизовали личные и домашние вещи пациентов, а также постельное бельё из больничных палат. Техника успешно работала в Новгородской губернской эпидемической больнице, Дворянском отряде на Дальнем Востоке, Барачной больнице в Санкт-Петербурге. В 1894 году в Новгородской губернии ввели обязательную дезинфекцию жилищ и вещей при заразных заболеваниях.
В 1913 году на Всероссийской гигиенической выставке Виктор Мандельштам был награждён Малой золотой медалью, а в 1916 году — орденом Святой Анны II степени.
Новгород — Харбин
На месте Виктор Мандельштам не сидел. В 1905 году он служил в Российском обществе Красного Креста консультантом по санитарии и инфекционным заболеваниям при Дворянском отряде в Харбине. Успел поработать и заведующим санитарной частью Харбинских госпиталей Красного Креста.
Он стал создателем не только дезинфекционной камеры, но и другого полезного устройства — вошебойки, тоже камеры для стерилизации, которая пользовалась большой популярностью в российской армии в годы Первой мировой войны, а также была знакома красноармейцам во время Великой Отечественной. Это его изобретение работало на базе автомобиля ГАЗ.
Во время Первой мировой войны Мандельштам много занимался созданием лазаретов в Новгородской губернии, а в 1917 году отправился в составе Русского экспедиционного корпуса для участия в боевых действиях во Франции.
После войны он жил в Петрограде и снова посвятил себя научной работе. Трудился над созданием антибиотика: в своей квартире на Загородном проспекте выращивал для этого образцы плесени. Здесь заслуженный врач и умер в 1920 году.
* * *
Предложение об установке мемориальной доски явилось совместной инициативой родственников медика и его коллег, работающих сегодня в областном управлении Роспотребнадзора. На стене этого здания её и установят. На доске прохожие и посетители ведомства прочитают простую и лаконичную надпись:
«Виктор Григорьевич Мандельштам
1860−1920
эпидемический и санитарный врач, изобретатель эффективной паровой дезинфекционной камеры, работал в Новгороде с 1891 по 1917 год».