Борт теплохода «Москва» стал на минувшей неделе площадкой для презентации книги ведущего научного сотрудника Новгородского музея-заповедника, кандидата исторических наук Ильи ХОХЛОВА «Поѣхали! С Достоевским по Ильменю и Волхову». Издание, во-первых, рассказывает историю пароходного сообщения на названных водных объектах в XIX–XX веках, а во-вторых, продолжает теперь уже цикл «Поѣхали!» писателя-историка, посвящённый путешествиям по Новгородской губернии в разные эпохи на различных видах транспорта.
Дебютом серии стала книга «Поѣхали! С Пушкиным по Новгородской губернии», где читатель в незримом сопровождении поэта отмерял новгородские вёрсты посуху. Нынче, стало быть, пересели на водный транспорт.
В книге Хохлова основное внимание уделено второй половине XIX — началу XX века. Одним из пассажиров новгородских пароходов этого времени и, пожалуй, самым знаменитым был писатель Фёдор Достоевский. Именно поэтому он и выбран «в попутчики».
И пусть в текстах классика упоминаний о новгородских водных артериях немного, зато Илья Хохлов сумел обнаружить достаточное количество по-настоящему любопытных фактов, в том числе и связанных с Достоевским в письмах, дневниках, архивах и мемуарах.
Так, на пристани в Новгороде во время выгрузки вещей с парохода из Старой Руссы местные пароходные служащие перепутали багаж семьи Достоевских и выдали им чужой. Подмена обнаружилась лишь на железнодорожном вокзале: пришлось возвращаться на другой конец города на пристань и отыскивать собственный багаж. В нём, среди прочих вещей, лежала и рукопись будущего романа «Подросток». Чтобы найти их, супруге Достоевского Анне Григорьевне пришлось потратить немало сил и нервов. Злоключениями она поделилась в дневнике.
— Таким образом, мир мог бы остаться без «Подростка», — пояснил Илья Хохлов.
Ещё из забавного: в начале 50-х годов XIX века на Волхове трудились три парохода английской постройки: «Пётр», «Волга» и «Антрепрейз». Последний, носивший слишком уж непривычное для русского слуха имя, получил довольно инфернальное прозвище: звать его вскоре стали «Антихристом».
При этом к названиям двух других пароходов «Красотка» и «Кокетка» вопросы у современников тоже были – не слишком ли игриво?
Масса деталей, по крупицам собранная Ильёй, в книге выстроена в увлекательное, но при этом исторически точное повествование.
К слову, так как из-под пера историка вышли уже две книги серии «Поѣхали», публика вполне имеет право рассчитывать на появление трилогии. Третья книга, по логике вещей, должна быть связана с железной дорогой.
— Я рассматриваю такой вариант. Но для этого нужно найти знакового пассажира: пока поиски успехом не увенчались. Тот же Николай Некрасов, конечно, путешествовал по железной дороге до Чудова. Но меня особенно интересует участок пути от Чудова до Новгорода и в Старую Руссу, — пояснил историк. Не исключил Илья и воздушной истории в серии «Поѣхали».
Сергей БРЮН,генеральный директор Новгородского музея-заповедника:
— Каждой книге Ильи Хохлова я радуюсь и страшно завидую. Радуюсь как читатель и директор музея. А завидую дисциплине и вдохновению. Сделать несколько замечательных книг с прошлого лета — это невероятно много! При этом заметно, что это продуманный и удивительно структурированный, безумно интересный материал. Прекрасно, что в Великом Новгороде есть люди, которые беззаветно любят то, чем занимаются! И мы все ждём продолжения!















