Обе находки — крайне редкие. По словам руководителя экспедиции, члена-корреспондента РАН Петра Гайдукова, за 90 лет раскопок в Великом Новгороде импортное писало встречалось археологам лишь четыре раза. Тогда как отечественного производства их найдено около 300.
Если сейчас стилус — это электронное перо, которым пишут по сенсорному экрану, то в древности так называлась палочка для письма на восковых табличках — церах.
Нынешний Иоанновский раскоп располагается в считанных метрах от ранее исследованного археологами участка Немецкого двора. Это многое объясняет. По всей видимости, какой-то немец по невнимательности сделал подарок нашей археологии.
Что касается миниатюрной ставротеки (вместилища для крестика), то это и вовсе — удача из удач. В 2006 году в раскопе по улице Посольской примерно такую же нашёл новгородский археолог Михаил Петров. Ещё одна ставротека хранится в Берлине. Она была куплена для музея в XIX веке в Сирии. И всё, аналогов больше нет.
А что вы хотите, если даже само название этой вещицы — не слово, а раритет? Где же я слышал его недавно? Ну конечно, на открытии выставки евангельских образов московского художника Сергея Антонова в отреставрированной церкви св. Прокопия Кесарийского на Ярославовом дворище. Сергей Брюн, генеральный директор Новгородского музея-заповедника, высказал идею, что Прокопьевская церковь могла бы стать ставротекой — вместилищем христианского искусства.
Да, на выставке представлен главный христианский символ — крест. Но тут всё-таки — сравнение, красивый образ. А буквально через дорогу (во дворе по улице Большой Московской) нашли подлинную вещь. Ставротеку заказывали, Сергей Павлович?
Известны разные виды «хранилищ креста» — например, ларцы. В данном случае перед нами форма из камня (стеатита). В нём сделана выемка, в которую помещён деревянный крестик. Вероятно, изначально использовался клей.
— Безусловно, это Византия, вторая половина XII века, — поясняет Пётр ГАЙДУКОВ. — И безусловно, это паломнический амулет, который был привезен в Новгород, скорее всего, из Византии же. И вот тут, возле церкви Иоанна Крестителя, потерян. Что лишний раз говорит нам: место здесь было не из простых.
«Непростое место» — это современный 38-й квартал. Последние два года археологи работали тут в прямом смысле, как на кладбище, изучая новгородскую похоронную историю. Однако в начале августа погребения, наконец, закончились. Ниже кладбища экспедиция выявила остатки древнейшей деревянной церкви Иоанна Крестителя. Таким образом, кладбище связано с более поздним каменным храмом, построенным боярином Лазутой в 1359 году. Погружаясь далее в глубь веков, археологи и стали находить не могилы, а предметы жизнедеятельности. Монеты, например. Опять же, есть византийские, отчеканенные при императоре Мануиле I Комнине (умер в 1180 году).















