В мастерской реставрации темперной живописи Новгородского музея-заповедника завершён четырёхлетний цикл исследований и реставрационных работ над уникальным памятником — иконой XVI века «Святитель Николай Чудотворец (Никола Корельский) с житием».
Специалисты доказали: перед ними действительно тот самый чудотворный образ, некогда принадлежавший Николо-Корельскому монастырю — древнейшему духовному центру Русского Севера, стоявшему в крайнем пределе Новгородской земли.
От Белого моря до Великого града
Николо-Корельский монастырь был основан на рубеже XIV–XV веков в устье Северной Двины — там, где начиналась морская дорога из Новгорода к Соловкам и далее в северные моря.
По преданию, обитель воздвигла новгородская боярыня Марфа Посадница после гибели двух своих сыновей, утонувших в Белом море. В память о них и в надежде на милость святителя Николая, покровителя мореходов, она построила храм.
Со временем монастырь стал духовным и торговым центром Русского Севера, «портом святого Николая» — воротами России в Европу. Но его судьба оказалась трагичной: он не раз разорялся — сначала норвежцами в XV веке, потом временем и запустением. В XX веке на этом месте выросло судостроительное предприятие «Севмаш». Древние церкви превратились в хозяйственные корпуса, а иконы и реликвии, казалось, были навсегда утеряны. Однако самая ценная икона всё же уцелела…
Тайна из музейных фондов
В 1960 году в Новгородский музей поступила икона святителя Николая с житием из церкви Спаса Преображения села Песчаное (до 1954 года — Спас-Пископец). Она была укреплена и помещена в фонды, где оставалась десятилетиями. На серебряном окладе сохранилась табличка с надписью о том, что в 1665 году, 1 декабря, по повелению митрополита Великого Новгорода и Великих Лук Питирима образ Николы Чудотворца Корельского был украшен серебряным басменным окладом. Надпись указывала на возможную связь иконы с Николо-Корельским монастырём, однако убедительных доказательств не было — до недавнего времени.
Совпадение, которое всё изменило
Несколько лет назад во время установки вентиляции в музейных фондах реставраторы разговорились с подрядчиком — жителем Северодвинска, увлечённым историей родного края. Он рассказал, что на закрытой территории судостроительного завода сохранились остатки древнего Николо-Корельского монастыря и храм Святителя Николая, который был восстановлен.
Этот разговор произошёл в Николин день — праздник святителя Николая — и стал поворотным моментом в судьбе памятника.
— Совпадение было настолько удивительным, что мы не могли его не заметить, — вспоминает Юлия КОМАРОВА, заведующая фондом древнерусского искусства НГОМЗ. — Я сразу вспомнила о нашей иконе с табличкой, где упоминается чудотворный образ Николы Корельского. Так началась новая история её изучения.

Наука и чудо реставрации
Работа над памятником началась с тщательного обследования: икона была покрыта слоями потемневшего лака и многочисленных поздних записей.
— Мы понимали, что под ними может скрываться нечто гораздо более древнее, — рассказывает художник-реставратор темперной живописи Лилия ВАСИЛЬЕВА. — И действительно, по мере расчистки стали проявляться фрагменты живописи XVI века.
Исследования показали: икона написана на трёх досках северной сосны с плотными годовыми кольцами — до 270 на одном фрагменте. Такая древесина могла происходить только из районов Русского Севера.
Под слоями живописи XVII и XIX веков реставраторы выявили авторский слой XVI столетия — вишневые кресты с тонкими золотыми разделками, складки омофора, епитрахиль. Химический анализ пигментов подтвердил различие между слоями, что позволило точно установить этапы поновлений и датировку.

Спасение Никона
По мнению исследователей, икона была вывезена из Николо-Корельского монастыря в Новгород в середине XVII века, вероятнее всего — после путешествия митрополита Никона на Соловки. Летопись сообщает, что в пути Никон попал в сильную бурю у берегов монастыря и чудом остался жив.
Скорее всего, в знак благодарности Никон велел перевезти чудотворный образ в Новгород, где он был украшен серебряным окладом и помещён во Владычную палату. Там он находился в течение столетий — над входом в главный зал, где принимали послов и духовных владык.
Как и когда икона оказалась в храме в Поозерье? Видимо, это было не случайно, ведь село Спас-Пископец издревле принадлежало новгородским владыкам. В любом случае перед нами уникальное открытие, свидетельство духовной и исторической связи Великого Новгорода и Русского Севера.
Автор: Светлана ДУБОВСКАЯ
Теги: Великий Новгород, музей-заповедник, реставрация, иконы, Николай Чудотворец















