Вообще-то, юбилей Анатолия Константиновича Лядова — выдающегося русского композитора, дирижёра, педагога, профессора Санкт-Петербургской консерватории — был в мае. И выставка тоже была, только в Боровичах. Жизнь Лядова проходила как бы в двух измерениях — имперско-светском Петербурге и тихой, милой сердцу усадьбе Полыновка, где были написаны лучшие его произведения. Но кто станет утверждать, что боровичская округа — не новгородская земля?
Нашлись и другие уважительные причины, чтобы «опоздать». В этом году музыкальная коллекция Новгородского музея-заповедника серьёзно расширилась, приняв экспонаты народного музея, находившегося в музыкальном колледже имени С.В. Рахманинова. Передача накопленного материала НГОМЗ была последней волей основателя музея — новгородского музыковеда, краеведа и педагога Валерия Демидова, ушедшего из жизни в прошлом году.
Коллекцию, собранную Валерием Васильевичем (при участии супруги и коллег-музыкантов), называли музеем трёх композиторов — Аренского, Лядова и Рахманинова. А про экспозицию «Пророк вечной красоты» можно сказать, что это выставка трёх участников. Ведь партнёром НГОМЗ выступает Санкт-Петербургская филармония имени Шостаковича. Питерский вклад — первые издания сочинений Лядова; программы Русских симфонических оркестров, которыми он дирижировал; программы концертов, на которых исполнялись его произведения.
Кстати, по ходу выставки обещаны сольный концерт профессора Санкт-Петербургской консерватории Николая Мажары, а также лекции сотрудников филармонии: кандидатов искусствоведения Михаила Алейникова и Марины Монаховой.
Лядов слыл непревзойдённым мастером миниатюры. Вот и пространство экспозиции невелико — это малый зал или большая комната. Отчасти уже поэтому возникает ощущение дома, уюта, семейного гнёздышка.
Но в этом пространстве — судьбы нескольких поколений Лядовых. Предметы из личных коллекций Натальи Лядовой — внучки Анатолия Константиновича, художницы Ольги Пригоровской — жены его старшего сына Михаила, двоюродной сестры Ольги Корсакевич...
Особый интерес и ценность представляют мемориальные предметы композитора — неопубликованные письма, дирижёрская палочка, нотный альбом, лампа, мебель, чернильный прибор, пепельница и Баба-яга из папье-маше, преподнесённая Лядову после премьеры симфонической картинки «Баба-Яга» в 1904 году. За возможность видеть это мы должны быть благодарны Валерию Демидову.
На выставке много лиц. Фотографии знакомят нас с окружением композитора, его близкими. Опять же, питерские отличаются от полыновских — там как-то проще, естественнее. Иногда за чаепитием, иногда за танцами. Есть совершенно редкие фото: например, петербургский фотопортрет молодого Лядова, сделанный в 1878 году, когда он окончил консерваторию. Ни в одном другом музее страны такой фотографии нет.
Прямо на открытии выставки визуальный ряд коллекции НГОМЗ пополнился портретом, подаренным биографом Лядовых, издателем и коллекционером Игорем Прохоровым.
На выставке можно увидеть и подарок музею-заповеднику от Национального фонда поддержки правообладателей — маленькую картину художника Кирилла Лемоха «Собачка, лакающая молоко», органично вписавшуюся в мир Лядова-миниатюриста.
А ещё, если уж об увлечениях: я заметил в экспозиции доску с шахматными фигурами. Неужели Лядов был шахматистом? Но экспонатов много, а отдельно про игру на чём-либо, кроме фортепиано, на открытии не говорилось. Словом, впечатление стёрлось бы окончательно, если бы не научный консультант проекта кандидат искусствоведения Татьяна БЕРФОРД.
— Мало кто знает, что Лядов играл в шахматы, — рассказала она. — Его консерваторский учитель Римский-Корсаков тоже любил эту игру. Следы общего увлечения сохранились в их переписке. Но самое интересное, что в фондах народного музея нашлись две записки выдающегося отечественного шахматиста Чигорина, адресованные Лядову. В обоих случаях — на визитных карточках. Это приглашение посетить шахматный клуб, который, о чудо, находился на той же улице, где жил Лядов, — Николаевской, теперь Марата. Во второй записке Михаил Иванович обращался к Анатолию Константиновичу с просьбой о консультации при покупке пианино. Известно, что когда Чигорин в 1895 году выступал на международном турнире в Гастингсе (Англия), Лядов и Римский-Корсаков очень за него болели. Вообще, давно замечено, что композиторы, если они любят шахматы, оказываются сильными шахматистами. Талант к музыке и талант к шахматам часто соседствуют.
О чём ещё говорит этот сюжет? На выставке «Пророк вечной красоты» нет случайных экспонатов. Как в музыке Анатолия Лядова — отточенной, филигранной — случайных нот.
Свою фамилию в шутку и всерьёз он транскрибировал как Ля-до-ф. Буква «f» в музыкальной теории обозначает ноту «фа». Анатолий Константинович даже посвятил себе «Фугу на тему Ля-До-Фа». А что, имел право!..
Выставка в Музее изобразительных искусств, посвящённая Лядову, продлится до середины апреля.
Теги: Анатолий Лядов. композитор, Боровичи, усадьба Полыновка















