В коллекцию Новгородской археологической экспедиции регулярно попадают находки, назначение которых понять непросто. Особенно если они сохранились не полностью. Со временем, когда их обнаруживают целыми или в комплексе с другими вещами, археологи находят ответы на свои вопросы.
Но есть загадки, которые пока хранят свою тайну. Одна из них — деревянные руки, сжимающие какие-либо предметы: шар, свиток, палку… Первые такие конечности в Новгороде нашли ещё в советские годы участники экспедиции Артемия Арциховского во время раскопок на Ярославовом дворище.
С тех пор рукастое собрание заметно пополнилось, а его география приросла Старой Руссой. Последнюю руку там обнаружили минувшим летом на Пятницком раскопе. В результате набор увеличился до 38 находок. Виктор СИНГХ, старший научный сотрудник исторического факультета МГУ, начальник Троицкого раскопа в Великом Новгороде, и его коллега Елена Тянина, старший специалист того же факультета столичного вуза, посвятили им статью, в которой попытались понять: для чего такие вещи были нужны древним новгородцам и рушанам?
Деревянных рук в распоряжении археологов собралось прилично. Большая часть коллекции состоит из находок, сделанных на Троицком и Неревском раскопах в Великом Новгороде. Оба находятся на Софийской стороне города.
Неревский много лет назад завершён, он находился недалеко от Волхова, его главный ориентир — памятник мальчику Онфиму, автору нескольких древних берестяных грамот. Именно здесь в 1951 году нашли первое письмо на бересте. Троицкий раскоп располагается с противоположной стороны, за кремлём, тоже недалеко от реки.
— Есть хронологическая разница между Неревским и Троицким раскопами, — заметил Виктор Сингх. — Казалось бы, похожие вещи должны бытовать в одно время, но ситуация иная. На Троицком раскопе фигуры в виде руки были сконцентрированы в слоях конца X и XI веков, в XII веке их вообще нет, но есть несколько в XIII–XIV веках. На Неревском раскопе их обнаружили только в слоях XIII и XIV веков. С чем это связано? Нужно думать.
И хотя раскопы располагаются в разных частях города, объединяет их то, что эти места в упомянутые эпохи были связаны со знатными новгородцами. В Людином конце, где находится Троицкий раскоп, в XI веке был пункт сбора дани. Здесь же в следующем столетии проходили заседания сместного суда, на котором заседали князь и посадник.
— В XII веке на этой территории жили представители боярского рода Мирошкиничей, и как раз в слоях этого времени таких находок нет вообще, — говорит Виктор Сингх. — На месте, где находился Неревский раскоп, в XV веке жили представители богатого боярского рода Мишиничей, посадники, знаменитый Юрий Онцифорович, и в слоях этого времени таких находок тоже не было. Любовь Покровская (старший научный сотрудник исторического факультета МГУ. — Прим. авт.) высказала предположение, что такие вещи могли быть символами власти — например, рука с шаром или свитком. Но подтверждений этому пока нет.
Выглядят руки по-разному. Некоторые — очень изящные, с точёными пальцами, прорисованным то ли браслетом, то ли краем рукава. На других пальцы очень условны — несколько прямых линий на дощечке. Кстати, в основном кисти имеют по пять пальцев, как и положено природой, но есть и одна шестипалая, что ставит историков в ещё больший тупик. Не все руки сохранились полностью, на некоторых не хватает большого пальца. Видимо, он не уцелел. Поэтому точно понять, сколько в распоряжении учёных правых рук, а сколько левых, невозможно. Если вести счёт среди тех, что сохранились, то левых больше.
Предметы, которые сжимают руки, тоже разные. Помимо шара и свитков, это конусы, цилиндры, предметы в виде кошачьего хищника, с изображением другого животного, вырезанного из сучка дерева.
— Моя коллега Елена Тянина склоняется к версии, что руки могли быть ритуальными языческими предметами, и связывает это с мужским и женским началом, — указал Виктор Сингх.
Правая сторона традиционно считалась мужской, а левая — женской. К тому же в дохристианском мире левая не всегда символизировала что-то нечистое. Скорее, ведущее к несчастью или связанное с загробным миром. А согласно одному из поверий, которое жило на Русском Севере, являвшемся частью Новгородского государства, леший, мифологический хозяин леса, мог подарить человеку каменную ладонь — верили, что она приносит удачу на охоте, рыбалке и даже в суде.
Возможно, историки так никогда и не узнают, для чего новгородцам были нужны деревянные руки, сжимавшие таинственные предметы. Ответы на эти вопросы могут дать новые раскопки и находки.















