«Бестиарий древнего города» — так она называется. Бестиарий — не что иное, как средневековый сборник зоологических статей с иллюстрациями и описаниями различных животных.
До наших дней дошло около 50 рукописных книг на пергаменте с массой цветных миниатюр. Среди самых известных — «Абердинский бестиарий», который хранится в Шотландии.
И вот как в этой книге толкуется образ такого мифического персонажа, как дракон. Прежде всего он «больше всех змей и всех живых существ, обитающих на земле» и «убивает всё, что обвивает своим хвостом». Сам дьявол на него похож. Даже гребень дракон носит потому, что дьявол — царь гордыни. И подобно князю тьмы, опутывающему людей узами греха, губит своих жертв удушьем. Очень любит таиться на тропах, где ходят слоны. Да и рождаются драконы «в Эфиопии и в Индии, где жарко круглый год». Таков взгляд из XIII века.
Между тем скверную репутацию дракон приобрёл не сразу и не везде.
— В восточной мифологии дракон — всегда доброе существо. Символ благосостояния, силы, достоинства, благородства, — поясняет заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника по экспозиционно-выставочной работе Олеся РУДЬ.
И показывает экспонат, который ей самой весьма симпатичен:
— Я его называю «коровой», но, видимо, это всё-таки дракон.
И правда, милашка.
— В Европе же начиная с XII века он воспринимается существом злобным, аналогом антихриста.
Зато лошадь — статная, смелая духом, легконогая, с трепещущими членами — всегда имеет по службе характеристику исключительно положительную. С этого места нам бы о ней поподробнее, ведь 2026-й по восточному календарю — год Красной Огненной Лошади. Но выставка «Все мы — немного лошади» (замечательная, по отзывам тех, кто на ней побывал) состоялась в музее-заповеднике пару лет назад. В год Зелёного Деревянного Дракона, кстати. Ну и что? Живём-то мы пока вроде не по китайскому времени.

На выставке, которая проходит сейчас, представлены, конечно, не только дракоши и игогоши. Тут множество совершенно разных образов зверей и птиц. Средневековый человек имел перед собою богатый изобразительный мир: он видел животных в храме (они смотрели на него с икон и с архитектурного декора) и в быту (на предметах утвари, конской упряжи, украшениях).
Всего — 400 экспонатов, в числе которых предметы, происходящие из культурного слоя Великого Новгорода, а также памятники декоративно-прикладного искусства и книжности.
Бестиарий — это от латинского bestia, то есть зверь. Хотя в слове, обозначающем этакий путеводитель в средневековый «мир животных», слышится ещё и тиара. Позволю себе такую фантазию. А это разновидность короны или диадемы. И кто из зверей тогда претендент номер один на «титул» бестиария?
— Меня всегда интересовало, откуда наши предки в древности черпали образы животных, которых не могли наблюдать воочию? — продолжает Олеся Александровна. — Именно в Средние века эти образы стали наполняться духовными смыслами. Лев представлялся как Христос. Возникла смысловая конструкция: львята рождаются слепыми, а на третий день приходит лев, он дунет на них, и они прозревают. Как Христос делает зрячими тех, кто принимает истинную веру.
В исторической экспозиции музея-заповедника есть шестиструнные гусли, на оборотной стороне которых изображены лев и птицы. Точно такие же образы можно видеть в знаменитом памятнике владимирского зодчества — церкви Покрова на Нерли. Причём гусли на полвека старше храма. По всей видимости, тот, кто делал гусли, и те, кто строил церковь, пользовались неким общим источником. И почему эти символы были важны, скажем, для древнерусского музыканта, игравшего на данном инструменте? Мы не знаем. Но точно можем сказать: новгородцы, посещающие выставку, видят сакральные образы на гуслях впервые, поскольку ранее, на протяжении уже полувека, они экспонировались исключительно с лицевой — рабочей — стороны.
Вот ещё одна любопытная параллель из «семейства кошачьих»: барсы у древа жизни на византийской вышивке и на подвеске, найденной на Рюриковом городище.

Кому сильно и персонально не повезло, так это медведю. Непременный персонаж русских сказок, свой в доску мишка — где? Нету! Потому что слишком похож на человека, как считалось. Ленивый, обжора, много спит и вообще медвежлив. Какой с него возьмёшь духовный пример? Образ косолапого в Средневековье никак не соотносился с христианскими символами.
Но время шло, меняя традиции и представления. Например, в начале XVIII века в России было запрещено рисовать евангелистов в образе животных. Ещё раньше у финно-угорских народов с амулетов исчезла великая гагара или утка, которая по древней легенде сотворила мир: нырнула на дно морское и, взяв немного ила, поднялась наверх. От того возникли суша и всё, что на ней.
Кстати, о птичках. Не про мифическую вечно живущую Феникс или фантастических грифонов и даже не про царскую династию орлов. Пару слов про обычного гуся, оставившего, однако, свой след в новгородской истории. Нет, Новгорода, подобно римским собратьям, он не спасал. Просто наступил лапой на свежую плитку, оставив отпечаток на века. Долгое время считалось, что на плитке, найденной археологами, — след стрелы. А затем возобладала версия сотрудника музея, знавшего толк не только в культурной работе, но и в охоте. И правда, копытные отметились, собаки тоже, чего гусю-то было не наследить?
Спасибо Олесе Рудь и её коллегам за эту новую экспозицию. Тема зверская, конечно. Но очень человеческая. Ну, любим мы их…
Выставка в здании Присутственных мест продлится до середины марта.
Теги: музей-заповедник, Великий Новгород, выставка















