Лидия ШАВАЕВА из Крестецкого краеведческого музея выиграла областной конкурс, проводимый министерством культуры и туризма Новгородской области. Причём под занавес 2025 года её отметили сразу в двух номинациях — «Лучший по профессии» и «Новое имя». Успех пришёл к молодой сотруднице прежде всего благодаря проекту «Тайна купеческого дома».
Я думал, она будет похожа на купчиху. Но нет, не купеческий был день. Поэтому и наряд попроще, в народном стиле.
— И кто же вы сегодня?
— Лидушка-хозяюшка — все меня так зовут.
Лида родилась в шахтёрском краю — в Кемеровской области. Потом родители переехали в Новгород. Здесь девушка окончила университет, профиль «зооинженерия» вполне отвечал её интересам. Вышла замуж, избранник увёз её к себе в Крестцы. Вполне можно было трудиться по специальности и здесь. И опыт уже имелся, как вдруг доктора настоятельно посоветовали поменять работу.
А Лиду уже заметили в музее. То ли коллективная экскурсия была, то ли другое мероприятие — в общем, какой-то интерактив. И она там выделялась: весёлая, находчивая. Её и позвали. Предложили, правда, поучиться. Уже сделано: окончила областной колледж искусств. Она и ведущая, и сценарист, и автор проектов. И мама — растит двоих ребятишек. Можно сказать, без отрыва от искусства. Ну, нередко же приходится брать с собой.
Теперь о купцах. Программа «Тайна купеческого дома» уже была. Как квест для детей. Ребята искали какую-нибудь вещицу. Все уже и забыть успели про это дело. Лида нашла «тайну» заново. В музейных «бумагах». Как название, которое ей понравилось.
— Я сидела и фантазировала, что можно было бы сделать, — вспоминает она. — Музей же расположен в бывшем доме купца Григория Иванченкова. Если на улицу посмотреть — там другие купеческие дома. Они, как люди, — в чём-то похожи, в чём-то разные. Условно говоря, есть два вида купцов — консерваторы и новаторы, бородатые (степенные, состоявшиеся) и безбородые (молодёжь). Так и в архитектуре — традиция и эклектика.
А ещё есть фантазия, и есть факт, конечно. И в идее проекта, рассказывающего о купцах как сословии, некогда укоренённом в Крестцах, — материалы из архивных источников. Подлинные фамилии — Мосягины, Самсоновы, Татищевы, Петровы. Фотоматериалы.
— Вообще, — продолжает Лидия, — у людей существует стереотип, штамп купца. Спросишь, как он выглядел, и тебе начинают называть: борода, жилеточка, картуз, стоит за лавкой…
К слову сказать, именно наряды для купеческой семьи, стилизованные под XIX век, и составили основную статью расходов по проекту, поддержанному президентским грантом.
Ещё купец ассоциируется с чаем. Чаёвничать, конечно, любили не только купцы. Но уж они-то всяко были поближе к бодрящему напитку. Как торговые люди. Короче, чай — это такая вкусная тема! Там и способы: вприкуску, вприглядку, вдогонку, внакладку. И словечки разные. «Плесните-ка мне кубаря!» — кипяточку то бишь.
А если кто-то откроет теперь на «купеческой» улице чайную? Повесит там репродукцию картины «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева. И что? И конкуренция музею?
— Ничуть, — отвечает Лидия. — Культуре чаепития только польза была бы. А чай везде хорош — и дома, и в гостях.
Тогда такой вопрос: а это не вредно — много знать? В смысле, что люди, наслушавшись, насмотревшись и наигравшись («Тайна купеческого дома» — это всё-таки театрализованное действо, участниками которого становятся посетители), в другой раз могут и не прийти.
— Эта тема — как дерево, которое может расти бесконечно, — уверена Лидия. — Мы же собираемся её развивать. Что-то удалось подсмотреть в архивах. Например, приказ об освобождении Путевого дворца в связи с тем, что из Москвы в Санкт-Петербург едет император. Причём не наш, российский, а император одного из европейских государств. И едет инкогнито — под вымышленным именем. Ин-те-рес-но!
Откуда-то через зал доносится:
— Лида-а-а!
— Иду-у-у!
И да, слышны уже детские голоса. Ребятня пришла на праздник, а какой праздник без Лиды-Лидушки?















