40-я конференция «Новгород и Новгородская земля. История и археология» завершилась на красивой ноте — член-корреспондент РАН Пётр ГАЙДУКОВ передал в фонды музея статусные находки. Одна из них, как он сказал, весьма редкая, а другая — совершенно уникальная.
Сребреник — находка 2023 года. Наглядный пример того, что спасательную археологию называют так не зря. Бесценный артефакт был обнаружен в ходе работ возле «Морского центра капитана Варухина Н.Г.», проводившихся в связи с реконструкцией и благоустройством.
Причём это было в ноябре. А потому Пётр Григорьевич назвал заместителя начальника Новгородской археологической экспедиции, научного сотрудника Института археологии РАН Олега Олейникова «любителем зимних находок». В шутку, конечно. Видимо, удача к тому располагает. Однако Олегу Михайловичу и его коллегам везёт и в более комфортное для археологов время. Ведь самая ценная находка прошлого года — печать Ярослава Мудрого — случилась в августе.
Напомним, что данная печать — это вообще первая находка, относящаяся к новгородскому периоду княжения Ярослава Мудрого (1010–1019 годы), и вторая его печать, найденная в Новгороде. Опять же при раскопках, предшествовавших благоустройству на Ярославовом дворище.
Вот и сребреник князя Владимира, переданный сейчас музею, — лишь второй за всё время раскопок новгородского культурного слоя. Первая такая монета была найдена на Десятинном раскопе в 2008 году.
Однако, что для севера — редкость, то для юга — в порядке вещей. Известно около 800 серебряных монет, отчеканенных при Владимире. Из них 300 — ещё до Крещения Руси. Сребреник с раскопа возле КЮМа относится именно к этому раннему периоду.

Археолог и музейщик Николай ПАХОМОВ писал: «Совершенно особое место среди нумизматических находок раннего времени, происходящих с Городища, занимает византийский экзагий из зелёного стекла, имеющий чёткие знаки ‹…› и являющийся, по существу, уникальной находкой среди новгородских древностей».
Византийский экзагий, относящийся к VI–VII векам, представляет собой стеклянный диск диаметром около 21 мм с углублением в центральной части. Вес предмета составляет 4,26 г и соответствует весу золотого солида, цвет стекла — зелёный. По оттиску крестообразной монограммы определено имя — Элий. Это эпарх, то есть правитель провинции, откуда и происходит гирька.
Сам же Пахомов эту уникальность и нашёл. Было это на рубеже 1960–1970-х годов. И с тех пор у экзагия возникла даже собственная постархеологическая биография. Всё-таки лет 60 прошло со дня обретения до дня передачи музею. Пахомов отдал экзагий Янину. Валентин Лаврентьевич передоверил гирьку коллеге Носову. А уже Евгений Николаевич — Гайдукову.
По словам Петра Григорьевича, проблема была в том, что не удавалось атрибутировать предмет. Неизвестно было его происхождение. А как описание, приведенное нами выше? Так оно попало в руки Гайдукова уже после смерти Пахомова с его личным архивом. В научном обороте этого не было. Соответственно, наши лучшие умы испытывали сомнения. Янин же не просто так передал экзагий именно Носову, исследовавшему именно Городище. Но и он, не придя к однозначному выводу, находку не опубликовал.
Между тем сама по себе «прописка» гирьки на Рюриковом городище — это, конечно, ценный вклад в фундамент концепции о значении этого места как древнего центра торговых и культурных связей Руси и Византии.
Византийский экзагий — единственная в своём роде находка на территории современной России.
— По-моему, даже в Киеве таких нет, — заметил Пётр Гайдуков. — Мы рады, что такая редкость обрела наконец своё законное место.
Наша наука не испытывает больше давления 4-граммовой византийской тяжести. А Новгородский музей-заповедник, и это отметил уже его генеральный директор Сергей БРЮН, получил самое ценное обретение, по крайней мере, с начала нынешнего года.
СТЕКЛО ДОРОЖЕ ЗОЛОТА
Передача очень редких находок стала приятным сюрпризом даже для главного хранителя Новгородского музея-заповедника.
— В том смысле, что мы не знали, что она произойдёт именно сейчас, — говорит Алексей АНДРИЕНКО. — Ведь Пётр Григорьевич сообщил об этом уже по ходу научной конференции в Великом Новгороде.
— Скажите, почему всё же таким долгим оказался путь в фонды музея экзагия с Рюрикова городища?
— Дело в том, что личные записи Николая Пахомова, нашедшего экзагий, стали доступны, когда супруга передала часть его архива Петру Гайдукову. Тогда и подтвердилось, что византийская стеклянная гирька происходит именно с Рюрикова городища. Кстати, в нашем музее есть целая коллекция находок, сформированная Николаем Петровичем ещё до того, как на Городище стали систематически проходить археологические раскопки. Почему туда не вошёл и этот предмет, мы, наверное, не узнаем. Главное, что он сохранился для науки, что всё равно пришёл к нам.
Как известно, во время войны музейным коллекциям был причинён огромный ущерб. В связи с чем музейным сотрудникам, имеющим специальное образование, поручалось заниматься тем, что мы сейчас называем археологическими разведками. Благодаря им ещё с 1950-х годов многие очень ценные для нашей истории предметы оказались в музее, а не в частных собраниях.
— Все находки — это чьи-то потери. Пётр Григорьевич предположил, что сребреник чеканки князя Владимира Святославовича мог обронить дружинник, богатый новгородец. Как вы думаете, а кто мог ходить по Городищу с гирькой в кармане?
— Кто-то очень близкий к князю, кто занимался финансами.
— И влетело же ему, наверное, за эту потерю.
— Не исключено. Такой весовой эталон был достаточно ценен. Использовались подобные гирьки для взвешивания серебра и золота. Вообще, на Городище найдено немалое количество бронзовых гирек северно-европейского типа, а вот со стеклянной действительно очень интересная история. Дело в том, что их выпуск прекратился в первой трети VII века, потому что Византия утратила доступ к высококачественному стеклу, прежде всего сирийскому. Тем не менее стеклянные гирьки имели хождение как на территории империи, так и на периферийных участках. Неслучайно экзагии, найденные на территории Южной Руси, происходят из слоёв от IX до XII века включительно. Наша гирька — единственная северянка. Ещё и с привязкой к конкретному памятнику.
Теги: археология, конференция, история, Великий Новгород, Новгородская область















