Могло ли быть так, что блокада Ленинграда была бы снята не в 1944 году, а раньше?
Да, у истории нет сослагательного наклонения. 872 дня город был во вражеском кольце. И меньше их никогда уже не будет. За каждый из дней заплачено жизнями, страданиями людей и потерями для великой русской культуры. Но история — не только факт. Это ещё и процесс. И в том числе — процесс изучения и осмысления. Поэтому появляются новые факты, которые вносят дополнения или даже коррективы.
Борис КОВАЛЁВ, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН (что не мешает нам по-прежнему считать его нашим новгородским историком), обнаружил неизвестные ранее документы, касающиеся истории блокады, битвы за Ленинград, сражений на Волховском фронте. Причём в Омском архиве. Речь — о боях на красноборском направлении в ходе операции «Полярная звезда», главной целью которой было снятие блокады. И да, такая цель была поставлена уже в 1943 году, в феврале.
В январе произошёл перелом в битве за Ленинград: были освобождены Шлиссельбург и южное побережье Ладожского озера.
Образовался сухопутный коридор шириной 8–11 километров, по которому в дальнейшем снабжался город на Неве. Однако противник продолжал удерживать Мгинско-Синявинский выступ, контролировал Кировскую железную дорогу. И Ставка, надеясь развить инициативу, начала операцию под кодовым названием «Полярная звезда», которую возглавил Георгий Жуков.
Борис Николаевич давно занимается темой испанской «Голубой дивизии». Кем были испанцы на Новгородчине? Союзниками Гитлера, оккупантами, грабителями. С октября 1941-го по август 1942-го. А потом были переведены под Ленинград, где находились вплоть до конца 1943-го. Когда диктатор Франко решил, что уже выполнил союзнический долг. К тому времени ряды испанских вояк катастрофически поредели. При этом основные потери они понесли в местечке под названием Красный Бор, где в ходе операции «Полярная звезда» развернулись ожесточённые бои.
Красноборский участок имел стратегическое значение как господствующая высота в районе города Колпино. Посёлок, захваченный немцами ещё в августе 1941 года, представлял собою мощный опорный пункт с заминированными подступами, с надолбами и проволочными заграждениями. Наши части смогли его взять, но затем увязли в обороне противника, продвинувшись лишь на несколько километров.
Почему же наступление оказалось в целом неудачным?
— Одна из причин — переоценка сил, — считает Борис Ковалёв. — Советское командование рассчитывало повторить опыт Сталинграда, где был целенаправленно нанесён удар по румынам и фронт посыпался. Мол, испанцы как солдаты тоже слабее немцев. Как сказать… В плане дисциплины — да. А в ближнем бою — нет. Немцы его не любили, проигрывали нашим. Испанцы же держались стойко. Правда, тут и физическое состояние нужно иметь в виду: откормленная «Голубая дивизия» и голодные красноармейцы из Ленинграда.
Но всё это, возможно, не главное. Испанцам просто сказочно повезло. Накануне нашего наступления перебежчик выдал противнику планы советского командования. Был потерян фактор внезапности. В выявленных историком Ковалёвым документах факт предательства обозначен чётко.
— В книге Пауля Кареля (нацистский пропагандист, ставший в послевоенные годы литератором. — В. Д.), — продолжает Борис Ковалёв, — примерно так же подаётся захват Новгорода: по воспоминаниям немецких офицеров, некий ингерманландский финн перебежал с документами, характеризующими оборону города. А благодаря предательству под Красным Бором противник успел подтянуть резервы. И никакого численного превосходства наступающие уже не имели. Всё оказалось ровно наоборот. Измена может обрушить любой план, даже самый блестящий. Враг более чем изощрён. Он далеко не всегда такой, как на картине Татьяны Гиппиус «Поимка диверсанта в Новгородском кремле».
Художница изобразила почти мирную сцену. Двое мужчин задерживают какого-то типа в плаще и шляпе. Тот прячет лицо. Удивлённые прохожие, беззаботные дети, весёлый пёсик. Где-то перед войной. 1941 год.

— А теперь — про настоящего шпиона. Я читал отчёт Петра Кубаткина, контрразведчика, руководившего операциями по ликвидации вражеской резидентуры в Ленинградской области. Кстати, отчёт за 22 июня 1943 года. В порядке подведения итогов за два года войны. Кубаткин там не только успехи приводил. Среди прочего рассказал такой случай. Поступила информация, что в Малой Вишере может объявиться немецкий агент. Всех, кого надо, предупредили. Все смотрят в оба. Ищут глазами подозрительных лиц. В это напряжённое время в город приезжает отпускник. По ранению, с новеньким орденом. Герой! Встречи, обнимашки, водка. И даже кто-то из чекистов чокнулся с ним «за Победу!». Герой уезжает, а через некоторое время оказывается, что немецкий агент — это он. Весь нашенский. И не в длинном плаще.
В первые дни апреля 1943 года операция «Полярная звезда» была прекращена. Фронт стабилизировался. Временная железнодорожная ветка, проложенная по болотистой местности близ Ладоги, не могла гарантировать прочную связь окружённого города со страной. Ленинград продолжал страдать от обстрелов. Окончательно блокада была снята 27 января 1944 года. Первый сталинский удар отбросил тогда врага на 270–280 километров. И были освобождены Ленинградская область, Новгород.
Теги: война, Ленинград, блокада, наступление















