Разработки новгородских инженеров заинтересовали Министерство обороны
На минувшей неделе в подмосковной Кубинке завершился международный военно-технический форум «Армия-2018», самый масштабный за всю свою историю и не имевший аналогов в мире по числу экспонатов в статической части и по количеству вооружений в динамическом показе.
В этом году в форуме приняли участие представители Новгородской области: сотрудники научно-исследовательского центра НовГУ Александр Трофимов и Андрей Михайлов в рамках «Инновационного клуба» представили свой проект «РЛС картографирования земной поверхности с высокой разрешающей способностью», а Иван Данилов, сотрудник «Технобионик», — «Модульный бионический протез руки».
Если о последней разработке широкой публике благодаря СМИ уже хорошо известно, то понятие РЛС — радиолокационная станция — знакомо в основном узким специалистам. Между тем на форуме «Армия-2018» этот проект заинтересовал представителей Минобороны. Подробности «НВ» решили узнать у Александра ТРОФИМОВА.
— Александр, прежде всего расскажите, что такое РЛС и как она может применяться.
— РЛС — это радиолокационная станция бокового обзора, которая применяется на беспилотных летательных аппаратах с целью съемки. Сейчас многие службы для получения карты земной поверхности работают в диапазоне видимых частот, то есть по сути осуществляют фотографирование Земли и затем склеивают фотографии в единую карту. Но для того, чтобы получить хорошие фотографии, нужна хорошая видимость, которая бывает не всегда. А РЛС строит радиолокационное изображение и может работать в условиях задымленности, тумана и в ночное время. РЛС можно использовать как в военных, так и в мирных целях, например, во время наводнений и пожаров, для съемки технологических объектов. То, что вы видите на картах Яндекса, можно получить и при помощи РЛС, но более оперативно с беспилотного летательного аппарата, потому что, во-первых, спутнику нужно время для того, чтобы спозиционироваться, а во-вторых, это очень затратно. В то время как беспилотные летательные аппараты становятся всё более доступными для многих ведомств.
— Чем уникальна именно ваша РЛС?
— Мы решили использовать для РЛС квазинепрерывный сигнал. Я не скажу, что это какой-то гигантский прорыв в науке, однако наша идея помогает повысить помехозащищенность и, соответственно, скрытность РЛС. Это может заинтересовать как раз вооруженные силы. Наш сигнал гораздо сложнее обнаружить и поставить ему помеху, что позволит с большей долей вероятности составить карту местности противника.
— За счёт каких средств вы занимаетесь своей разработкой?
— В прошлом году мы выиграли грант Министерства образования и науки. Он рассчитан на два года, каждый год мы получаем 9,8 миллиона рублей.
— Этого хватает?
— На теоретические исследования и на то, чтобы платить зарплату сотрудникам. Это ведь грант Минобразования, они заинтересованы именно в продвижении науки, а мы как инженеры заинтересованы во всех аспектах, в том числе и в том, чтобы проверить нашу теорию на практике. С этим, конечно, сложнее. Тем не менее каким-то чудесным образом у нас под рукой оказалось подходящее оборудование, и мы своими силами смогли собрать первичный образец нашей РЛС с заниженными характеристиками. Летом этого года уже получили первые результаты и подтвердили нашу идею о том, что такие сигналы могут применяться в подобной специфике.
— У вас и беспилотник летающий нашёлся под рукой?
— Нет, мы арендовали дельтаплан.
— Для того чтобы попасть на «Армию-2018», вы прошли отбор?
— Совершенно верно, отбор проводило Главное управление научно-исследовательской деятельности Министерства обороны. Наш проект их заинтересовал, и мы получили экспоместо в «Инновационном клубе» — это специальная экспозиция в рамках форума не для крупных организаций, а для научно-исследовательских центров или просто людей, имеющих инновационные проекты. В этой экспозиции было очень много участников с самой разной подготовкой. Были представлены разработки от уровня идеи до конечного образца, который уже готов идти в серийное производство. Встречались экспонаты не только военного, но и двойного назначения, например, растопные материалы, которые в условиях Крайнего Севера могут быть полезны не только для армии. А представленный в экспозиции электровелосипед был придуман частным специалистом. Презентацию нашей разработки мы передали экспертам Минобороны. Насколько мне известно, теперь информация о нашей РЛС войдет в отчёт заместителя министра обороны, посвящённый перспективным образцам с выставки.
— Расскажите о ваших впечатлениях от «Армии-2018».
— На форуме мы не имели возможности много гулять, потому что основное время проводили у своего стенда. Однако было очевидно, что наиболее перспективная на сегодняшний день отрасль — это робототехника. Роботы, беспилотные летательные и плавательные аппараты вызывали интерес и широкой публики, и экспертов. Сейчас все заинтересованы в том, чтобы военные системы как можно быстрее автоматизировались. В нашей экспозиции победителем стала станция радиоразведки на беспилотном летательном аппарате вертолетного типа с очень высокой степенью реализации.
— Этот форум был крупнейшим за всю свою историю, и контрактов в этот раз подписали в три раза больше, чем в прошлом году. Признаюсь, что это немного пугает. Что это значит? Хочешь мира — готовься к войне?
— Масштабность «Армии-2018» и заполненность павильонов на форуме, конечно, производили грандиозное впечатление, но обсуждать, что это значит, я не возьмусь. Хочется верить, что всё дело в том, что меняется расписание форума, теперь он будет проводиться раз в два года, а не ежегодно, как раньше.
— Как теперь будет продолжаться ваша работа над проектом?
— По условиям гранта к 2019 году мы должны разработать макет нашей РЛС, но грант не подразумевает серийного производства. Мы работаем в надежде, что наш проект заинтересует какое-либо ведомство. Возможно, он ляжет под сукно, а возможно, пойдет в серию, и наша идея реализуется. Но в любом случае участие в таких форумах дает нам шанс на то, что наш проект увидят не только эксперты, которым мы и так отчитаемся по гранту, но и реальные отрасли и предприятия, которые могут наш проект применить.
— В Новгородской области есть возможности для применения вашего проекта?
— Министерства МВД и МЧС есть в любом регионе, да и мы можем картографировать абсолютно любую поверхность, но если мечтать максимально — то сразу о госконтракте.