Понедельник, 23 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Мария Клапатнюк

Голос небесных сфер

Самый фантастический музыкальный инструмент празднует столетие, но продолжает оставаться незнакомцем

На первый взгляд человек, играющий на терменвоксе, выглядит волшебником. А может быть, шарлатаном. Тут всё зависит от духовных качеств слушателя. Сосредоточенная поза, руки, зависшие в воздушном пространстве, условно очерченном двумя антеннами, напряжённые пальцы и непонятно откуда рождающийся звук… В общем, есть чему удивиться.

Визит в Великий Новгород Петра ТЕРМЕНА, одного из ведущих мировых терменвоксистов, прошёл незаметно для широкой аудитории. Проторенными туристическими тропами в выходной день молодой человек с объёмным рюкзаком за плечами прогулялся по городу, вечером собрал камерную аудиторию в Киномузее, щедро одарил каждого гостя своим главным талантом — странной, неземной музыкой. А потом буднично отправился дальше.

В среднем каждый месяц Пётр — правнук изобретателя терменвокса Льва Сергеевича Термена — даёт десяток концертов в различных точках страны. Журналисту «НВ» музыкант рассказал, чем уникально изобретение прадеда, почему компьютер не подменит живую музыку, что самое страшное может произойти с терменвоксом.

— Пётр, массовый зритель сегодня вряд ли знаком с терменвоксом?

— Совсем массовый, конечно, не знаком. Хотя эпоха Интернета сделала многое для популяризации разных вещей и терменвокса тоже. Гугл пару лет назад сделал специальный дудл (творческую версию логотипа главной поисковой страницы. — Прим. ред.), посвящённый терменвоксу, и сотни тысяч людей узнали об инструменте. Первая реакция при знакомстве с терменвоксом — удивление: «Как это возможно?». Не меньшее удивление связано с тем, что изобретению в этом году исполняется сто лет. Далее зритель узнаёт, что создан инструмент не где-то там, а в России. Короче говоря, с первого раза терменвокс, как правило, всем нравится. Это инструмент с вау-эффектом. И всё же сейчас сложно повсеместно популяризировать что-либо. На заре XX века было достаточно написать об этом в газете — и все уже знали. Сейчас иначе. Для того чтобы получить вирусную известность, терменвокс — слишком сложный инструмент. Это всё равно, что с нуля популяризировать скрипку.

— Но о скрипке мы все как раз знаем!

— В советское время и о терменвоксе знали гораздо больше. Он часто звучал в кино и мультфильмах. Парадокс терменвокса в том, что за свою вековую историю при не слишком широкой известности на этом промежутке времени он никогда не был забыт. «Led Zeppelin» использовали его в своём творчестве. Жан-Мишель Жарр, Стинг — имена этих музыкантов, согласитесь, вносят вклад в популяризацию инструмента. Конечно, в Советском Союзе Лев Сергеевич очень активно выступал. Ко мне на курсы и сегодня приходят люди, которые в детстве пытались сами собирать терменвокс по схемам и мечтали овладеть им. И всё же сейчас крайне мало музыкантов, способных играть на терменвоксе на концертном уровне.

— Интернет говорит, что вы — один из самых-самых…

— Если мы говорим об исполнителях академического уровня, то в мире можно найти десяток игроков. Но это, естественно, не все, кто играет. Среди наших современников десятки тысяч обладателей терменвоксов, солидная их часть — любители экспериментальной музыки. На данный момент существует две серьёзные школы игры на терменвоксе. Одна — в Японии, это вообще самая терменвоксовая страна в мире. Ну и российская школа, которую ведёт наша семья. Мы стараемся преподавать, потому что чем больше талантливых исполнителей, тем больше интерес к инструменту.

— У вас, с вашей наследственностью, был шанс не играть на терменвоксе?

— Сам я начал заниматься только лет десять назад. То есть не было такого, что вместо погремушки у меня над кроваткой висел маленький терменвокс. Так сложилось, что в 1993 году, после смерти Льва Сергеевича, мне было тогда около трёх лет, у нас остался только один рабочий терменвокс. Очевидно, что ребёнок не имел к нему доступа. Уникальный терменвокс берегли. Потому что Лев Сергеевич всегда сам чинил инструменты. Но около десяти лет назад инструмент сломался, и мы стали искать современные варианты. Я, конечно, надеюсь, что нам удастся восстановить и старинный уникальный терменвокс. Потому что, как и у других аутентичных инструментов, здесь чувствуется рука мастера. Проше говоря, «терменвокс Страдивари» — это, конечно, инструмент Льва Термена. Тем более что современные модели терменвокса не эволюционируют, а упрощаются. Люди подходят к нему с других точек зрения. Человек, который делает скрипку, должен быть музыкантом и к тому же столяром. Потому что просто хороший столяр скрипку, пожалуй, сделает, но что-то с ней будет не то. С терменвоксом так же. Его делают электронщики, имеющие представление разве что об электронной музыке.

— Но этого недостаточно?

— Считается, что история электронной музыки в мире началась с терменвокса, и несмотря на это он находится на стыке музыки электронной и акустической. Терменвокс — очень живой, к тому же был изобретён в дополнение к академической музыке. Сам Лев Термен был виолончелистом, и свое изобретение он преподнес соответствующе, создал целую концепцию, правильно подал. Среди первых слушателей терменвокса были Рахманинов, Стоковский. И им, в общем-то, понравилось. Они почувствовали потенциал в этом инструменте.

— Игра на терменвоксе напоминает магию. С чего начинается обучение?

— С желания, конечно.

— А насколько сильным оно должно быть?

— Достаточно сильным, как и в любом другом случае, когда речь идёт о музыке. Терменвокс некоторым образом сравним со скрипкой, виолончелью голосом — нет чётких границ, ладов. Необходимо находить и создавать высоту звука. За четырехдневный стандартный курс можно понять, нравится тебе или нет, научиться играть какую-то мелодию.

— Важны ли какие-то базовые навыки, существуют ограничения?

— Сложно сказать… Возможности терменвокса до сих пор не раскрыты, и это уникальный случай. К примеру, мы знаем, что может скрипка. И знаем имена тех, кто способен «выжать» из неё максимум. И так с любым инструментом. С терменвоксом — нет. У любого терменвоксиста есть вероятность стать новым Паганини. В современную музыку он вписывается замечательно. Но сейчас это происходит не так часто, как могло бы.

— Вопрос в том, насколько терменвокс самодостаточен. Ведь сейчас есть компьютер, способный воспроизвести что угодно.

— Я беседовал с человеком, считавшим, что скрипку можно эмулировать на компьютере. Я не уверен, потому что воссоздание исполнительского искусства потребует такого труда от звукорежиссёра, что я не представляю, кто за это возьмётся.

— С другой стороны, кто-то играет на бокалах с водой, кто-то — на пиле. Моя знакомая создала звуковую установку на основе велосипеда. Несколько её концертов клубная публика встретила очень тепло.

— Почему бы и нет, извлекать музыку можно из чего угодно. И именно после этого утверждения нужно сказать, что популяризация терменвокса и его звучание из всех окон — не моя задача. Вернее, это побочная задача. Для меня важнее, чтобы люди, которые познакомились с терменвоксом, поняли, что это — серьёзное явление с большим потенциалом и замечательной историей и контекстом, а не баловство.

— А ведь и правда, терменвокс очень легко принять за модное, субкультурное явление.

— Ну да… Как будто на сцене чудак, который что-то тут такое делает непонятное. Но забавное. Мне кажется, это самое страшное, что может произойти с терменвоксом — превращение в забаву для чудаков. На самом деле нет. Если бы это был просто пространственный синтезатор, я бы им не занимался, даже несмотря на носимую фамилию. Терменвокс — это прежде всего очень человечный инструмент, в котором движение музыканта и звук — это одно целое. Слушая музыку терменвокса, мы слышим прежде всего человека.

Терменвокс — электромузыкальный инструмент, созданный в 1919 году советским изобретателем Львом Терменом в Петрограде. Терменвокс нельзя причислить ни к ударным, ни к струнным, ни к духовым инструментам. Игра на нём заключается в изменении музыкантом расстояния между своими руками и антеннами инструмента. При этом изменяется ёмкость колебательного контура и, как следствие, — частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за изменение тона звука, горизонтальная подковообразная — за громкость. Главная особенность инструмента — отсутствие границ между нотами. На терменвоксе играют бесконтактно. Других таких инструментов у человека нет.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Давайте, товарищи, по существу

Игорь КУЗЬМИН, секретарь Ленинского райкома КПСС, — о времени и о себе

11.12.2024 | Собеседник

Кадр из фильма «До скорой встречи».

О мечтах и не только

Как девочка с корнями из Угловки стала голливудской звездой

04.12.2024 | Собеседник

Создавать костюмы к сказкам Светлана Чазова любит больше всего — есть чем удивить юного зрителя.

Футляр для сказки

Каким должен быть костюм артиста, чтобы случилось волшебство?

06.11.2024 | Собеседник

Гостям и участникам конгресса обещают пищу для ума и повод развлечься.

Фантасты и практики

На Конгрессе молодых учёных прогрессивные идеи укоренят на плодородной почве

23.10.2024 | Собеседник

Не только уроки: ученики педагога заняли 1-е место на межрайонном турнире по пляжному волейболу.

Зарядка по-новгородски

Современному учителю недостаточно хорошо знать свой предмет и методику его преподавания. Нужно быть творческим человеком

23.10.2024 | Собеседник

Вера Николаевна из «Гранатового браслета» — одна из любимых ролей Юлии.

Героиня «с новгородским лицом»

Актриса Юлия Фролова гордится своей родословной и мечтает о роли Марфы Посадницы

28.08.2024 | Собеседник

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 18.12.2024 года

РЕКЛАМА