или Что ждать от тех, кто справляться со смартфоном научился раньше, чем говорить и ходить
«Линкстеры», «iПоколение», «центениалы», «Digital Natives», «цифровики», «ЯЯЯ», «фиджитал» — так ещё называют людей поколения Z. Психологи про них говорят, что их дом — виртуальное пространство, они на ты с высокими технологиями, гаджеты — привычная часть их повседневности. Им неизвестно, какой была жизнь в эпоху до Интернета. Посредством Сети они получают информацию, общаются, совершают покупки, играют. Существование в Интернете для них так же естественно, как дыхание...
В октябре в НовГУ на международной конференции по проблемам педагогического образования ученые обсуждали внедрение новых технологий и особенности современных школьников. Среди докладчиков была и профессор кафедры педагогики НовГУ Елена ИГНАТЬЕВА, которая рассказала о поколении фиджитал и образовании для них.
— Елена Юрьевна, что из себя представляют школьники поколения Z?
— Помимо того, что преподаю в вузах, я ещё в одной из школ Санкт-Петербурга являюсь научным консультантом по инновационной деятельности. И естественно, наблюдаю за образовательным процессом. Так вот, нынешних учащихся — а зеты появились, когда в 2000-х пошло повсеместное распространение смартфонов с доступом к Сети мобильных приложений, — гораздо сложнее заинтересовать на уроках. Да, мотивация — давняя проблема образования, но сегодня она стоит как никогда остро. Современные дети прекрасно ориентируются в огромном потоке информации. И многое из того, о чём на школьных уроках им рассказывают педагоги, они, пусть и на поверхностном уровне, уже читали, видели, слышали. Потому-то на стандартных занятиях им скучно.
Кроме того, из-за перенасыщенности информацией, которую учащиеся получают отовсюду (в психологии даже понятие появилось «перекормленный мозг», когда ребенок не успевает «переваривать» сведения), пропадает живой интерес к познанию, свойственный детству.
И ещё: многие нынешние школьники, опять-таки из-за сформированного клипового мышления, всегда хотят получить быстрый результат, не готовы к поэтапному его достижению. У них часто в случае неудачи вообще пропадает желание заниматься данной проблематикой.
— Но есть мнение, что если то, что в первые 8–10 секунд ребенок ухватил из новой информации в смартфоне, ему понравилось, то он потом захочет изучить тему детально...
— Далеко не всегда. Да, технологически цифровики — продвинутые, но часто только на пользовательском уровне. За быстрой сменой картинок и сюжетов на смартфоне часто теряются смыслы. Что несет клиповое мышление? Неумение видеть системно, строить целостную картинку мира. Вот вы говорите, что зет, если ему интересно, освоит предмет изучения. А если неинтересно? Общеизвестно, что обучение стоит между игрой и трудовой деятельностью. И если ребенок будет заниматься только тем, что его привлекает и не требует усилий, то уйдут такие личностные качества, как трудолюбие, целеустремленность, умение доводить дело до конца.
Такой человек не может составить собственное мнение по той или иной проблеме, его суждения неглубоки, а мышление фрагментарно. С этим можно и нужно работать.
— Но как бы там ни было, цифровые дети — это данность. Как и то, что работают с ними педагоги, которые, по мнению зетов, — из каменного века. Чему они могут научить ребят?
— На самом деле не всё так плохо. Как показывают опросы учащихся, они — за гаджеты на уроках, но при этом хотят, чтобы поясняли тему всё же предметники. Всё зависит от личности учителя. Опытные и думающие педагоги умеют так организовать работу детей, что и мобильники становятся средством обучения. Например, предлагают ребятам быстро найти в Сети необходимые сведения или мнения разных экспертов.
Но при этом нужно признать и правоту критики детей. С одной стороны, сама по себе консервативная сфера образования всегда менялась медленно, но именно в XXI веке стало очень заметно, что мы сильно опаздываем с внедрением технологий в школах. С другой стороны, учителя, а во многих российских школах педагогический штат — предпенсионного и пенсионного возрастов, боятся перемен, применения на занятиях гаджетов, образовательных мобильных приложений, электронных учебников. Внедрение всех этих новшеств, кроме того, требует времени на их освоение и перестройки собственного мышления.
По логике, положение должны исправить молодые учителя, которые сами давно на ты с компьютером. Однако тут тоже всё непросто: выпускники университетов, приходя работать в школу, плохо владеют методикой преподавания. У них года два-три уходит на интеграцию в профессии, и только потом они начинают экспериментировать, ведь одно дело — Сеть использовать для себя, и совсем другое, чтобы получить образовательный результат.
— Как часто в профессиональной педагогической литературе, на конференциях и форумах звучит тема особенностей детей поколения Z?
— Признаюсь, нечасто. Зато многие родители сами этот вопрос изучают, чтобы понимать, как выстраивать диалог с ребенком и его образовательную траекторию. В России последнее полномасштабное изучение детей в изменяющемся мире было в 2010 году. Давно назрела потребность в новых данных. Насколько знаю, Министерство просвещения России планирует исследование цифровиков.
— Зеты — это индивидуалы, для них обучение или работа в команде — не настолько необходимы. Если добавить к этому ещё и высокий уровень владения ими технологиями, то невольно встает вопрос: а нужны ли вообще школы в привычном для нас виде?
— То, что систему образования необходимо корректировать, не вызывает сомнений. Но вот что при этом в ней лучше оставить неизменным, а что — перестроить, и есть ключевой вопрос.
О потребности перемен говорит тот факт, что в России, как и во всем мире, набирает популярность семейное образование. Однако нужно признать, что подобную форму обучения, а её выбрали уже порядка 100 тысяч семей, могут себе позволить лишь состоятельные люди. Помимо частных педагогов, которые занимаются с детьми по общеобразовательной программе, родителям необходимо ещё решать вопрос социализации своих чад в обществе, то есть возить в творческие кружки, спортивные секции...
Что же касается кардинальных перемен, то в Финляндии сейчас идет такой эксперимент. Там постепенно уходят от классно-урочной системы и даже реконструируют здания школ, разрушая стены между кабинетами и создавая особые пространства для изучения феноменов — экономических, геополитических, географических, исторических, культурных, климатических, экологических и других. Например, Евросоюза с разных точек зрения. То есть идут по пути междисциплинарного обучения. А вот в Сингапуре оставили классно-урочную модель, но занятия идут в группах — по парам или в четверках, то есть коллективным способом обучения, как бы сказали российские педагоги.
Как будет трансформироваться отечественная система образования под потребности и особенности детей поколения Z, сейчас ещё не ясно. Идут поиски оптимального варианта.
***
Особенности людей поколения Z
Скорость взросления. Пупсики и заводные паровозики перестают интересовать их примерно в трехлетнем возрасте. У них нет времени на такие игры, их ждут стратегии и аркады 5D. «Время ценно» — их девиз. Они используют его по максимуму и уже в детстве ориентируются в виртуальном пространстве на порядок лучше родителей. Починить сломанный стул они вряд ли смогут, но за экспертным советом при выборе планшета или обзором трендов в одежде родственники обратятся именно к ним.
Личная свобода — ещё одна большая ценность. Но они весьма грамотно ею распоряжаются. Люди поколения Z, в отличие от предшественников, не злоупотребляют запрещенными веществами, стараются не участвовать в драках, не совершают асоциальных поступков. Между офисом и домом они выберут второе, предпочитая удаленную работу со свободным графиком.
Замкнутость в себе. Пожалуй, ни в одном другом поколении не встретишь столько интровертов, как среди цифровиков. Больше нет необходимости в живом общении (связь с миром можно поддерживать через социальные сети и электронные письма), потеряла ценность семья как таковая (многие зеты растут с одним из родителей или вовсе без них), стираются гендерные различия (отсюда проблемы с осознанием себя как мужчины/женщины).
Самообразование. На примере старших поколение Z в России видит, что диплом престижного вуза не дает гарантии устройства на работу и достойной оплаты труда. Поэтому формальному образованию они предпочитают личную образованность, практические знания, которые действительно пригодятся. Они могут самостоятельно освоить любую тему с помощью доступной в Сети информации, выучить иностранный язык, если им это по-настоящему интересно.