Что московский журналист ищет в новгородской глубинке?
В конце февраля в Великом Новгороде прошёл творческий вечер Ивана Петрова, уроженца Великого Новгорода, нынче — московского журналиста, редактора утреннего вещания телеканала РБК. Землякам Петров читал свои короткие стихи, отвечал на вопросы, рассказывал о двух документальных фильмах, снятых этим летом на Новгородчине. А в разговоре с «НВ» объяснил, почему обе короткометражки очень личные, чем московского журналиста до сих пор привлекает новгородская глубинка и каково строить публичную карьеру, имея особенности развития.
— Иван, несмотря на публичность профессии это — вроде бы первый твой творческий вечер?
— И творческий вечер — первый. И опыт создания документальных фильмов — первый. И вынос их на публичное обозрение. Приятно, что это случилось в родном городе.
— Чего московскому журналисту не хватает в профессии, если в свободное время он едет в новгородскую глубинку и снимает там авторское кино?
— Работая в любой структуре, ты никогда не чувствуешь себя до конца свободным. Вот мне и хотелось поучаствовать в таком проекте, где ты полностью независим. Во всех смыслах. Хотелось быть и оператором, и монтажёром, и режиссёром. Это — раз. А два: после 13 лет работы на телевидении я понял, чего ещё мне так не хватает — человеческих историй. Не политики, не экономики, а людей. Обычных, нормальных людей.
— И как? Всё сбылось?
— Да, мне понравился этот опыт — делать что-то независимо от телеканалов. Никто не скажет, что нужно показать, а что — вырезать.
— В двух твоих проектах действительно больше никто не участвовал?
— «День отца» мы монтировали с подругой, она помогала мне его собирать. А замечательная Кира Вайнштейн написала к фильму музыку. «Кадриль» сделана мной от и до: как говорится, высказался до конца. Финальный трек к титрам написал мой родной брат Серёжа Дымский.
— «День отца» — это ведь фильм о твоём отце. Благодарность ему или попытка навести мосты?
— До этого визита я не был у него восемь лет. Встреча была нужна. После неё я какие-то вещи о нём и о себе понял, что-то новое открыл. К примеру, в детстве я даже не знал, что он хотел стать лётчиком. В общем, фильмом я «закрыл гештальт» и всю эту историю уместил в тринадцать минут.
— Второй проект — «Кадриль» — тоже личный?
— Да, герой фильма «Кадриль» — мой приятель детства, в начальных классах мы вместе учились в спецшколе. У него — ДЦП. У меня — ДЦП. Хотя в фильме я даже не упоминаю эту предысторию. То есть у меня не было цели раскрыть именно эту тему. Хотелось показать героя в его жизненных обстоятельствах. В санатории Тёсова он жил с детства, сейчас там работает. И живёт при работе.
— Желание снимать детали жизни в глубокой провинции — это попытка выехать на оригинальном, нестандартном контенте? Понятно, что для Москвы жизнь в районах Новгородчины — диковинка.
— Не думаю. Я просто очень этим проникся. Последние годы жил в больших городах. И мне не хватало этой душевности. Отправляясь снимать, я не думал, что эта тема выстрелит. У меня рядом с тоской есть какая-то светлая любовь ко всей этой жизни. В Москве таких потрясающе искренних людей просто не встретишь. Да, конечно, они живут в других условиях: банкомат приезжает раз в неделю, в магазинах стоят счёты. Мы привыкли вызывать такси, заказывать доставку еды на дом. А они находят в себе силы радоваться жизни на маленьких зарплатах... Хочется об этом думать.
— Ты упомянул, что первые школьные годы вы провели в специализированном учебном заведении...
— Да, но я после четвёртого класса пошёл в обычную школу. И это — во многом заслуга моей мамы. Выбор был, в общем-то, невелик: спецшкола с девятью классами образования или обычная. Я пошёл в обычную. Середина 1990‑х. Дети, которые ведут себя как дети... В общем, это был слом, который стоило пройти. Думаю, что это меня воспитало и подготовило к большой жизни. Может быть, если бы я жил в комфортных, специальных условиях, сил и желания двигаться дальше не появилось бы.
— Герой «Кадрили» — Стас, какой выбор сделал он?
— Стас сделал свой выбор. В целом он им доволен. Но всё же он в каком-то вакууме живёт. Вроде бы хочет, но не готов действовать. В фильме есть сцена – перед выходом к детям он надевает колпак клоуна, произносит: «Как мне всё это надоело...» и выходит развлекать воспитанников. Через минуту уже сам беззаботно смеётся. Но мне кажется, что внутри у него есть конфликт.
— В построении карьеры тебе мешал диагноз?
— Суди сама... После трёх лет работы на новгородском телевидении я уехал в Санкт-Петербург. И прямо в августе, со своим «провинциальным взглядом» на вещи пошёл по всем телеканалам. Об особенностях здоровья, естественно, заранее не предупреждал. Где-то мне отказывали сразу, придумывая кучу причин, где-то честно говорили, что вам с такой болезнью лучше не рисковать — будет тяжело физически: нужно быстро передвигаться, быстро реагировать, а вдруг что-то случится… Я проблемы во всём этом не видел. Но мне упорно советовали работать в газете, или вернуться в Новгород, или что-то ещё, но только не у них.
— На твой взгляд, отношение к людям с особенностями со временем меняется?
— Если говорить о детях, то, конечно, нет. Дети не понимают, как могут быть иногда жестоки. Парадокс в том, что именно в детстве такая жестокость воспринимается больнее всего. Но я хочу верить, что сознательная часть общества в этом плане всё же движется в верном направлении.
— Возвращаясь к твоим фильмам: они есть в открытом доступе?
— «День отца» размещён на ресурсе Артдок.Медиа. «Кадрили» ещё нет в Сети, потому что она участвует в нескольких фестивалях и, по их правилам, не может быть опубликована.
— А зачем тебе участие в фестивалях, если это была работа для себя?
— Теперь мне интересно, что о моих работах скажут те, кто делает большое документальное кино. Сейчас в рейтинге Артдокфеста «День отца» получил оценку 3 из 10. Не слишком много. Но, с другой стороны, фильм прошёл одобрение экспертов премии «Лавр» и Артдокфест. Это хорошо. И, конечно, меня интересует, что скажет фестивальная публика.
* * *
Иван Петров родился в Новгороде в 1987 году, окончил исторический факультет НовГУ. С 2007 года работает на телевидении. Начинал ведущим и корреспондентом программы «Молодой канал» на Новгородском областном телевидении, затем пять лет работал в Санкт-Петербурге, сейчас — главный редактор утреннего вещания телеканала РБК (Москва). Автор проекта «Страшный сон Пушкина». Это стихи, которые Александр Сергеевич мог бы увидеть только в самых страшных снах.