Среда, 25 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Людмила Данилкина

То ли за три моря, то ли по мукам, то ли в народ...

Как московский психолог решил переквалифицироваться в сельского учителя. И что из этого вышло

Знакомьтесь, Ярослав АРТЮХИН — куратор программы «Учитель для России» в Новгородской области. При этом диплома профильного вуза у него нет. Но в том-то и особенность названного проекта: стать его участником может любой россиянин, имеющий высшее образование, не обязательно педагогическое, желающий попробовать себя на учительском поприще. Так, собственно, несколько лет назад Ярослав и попал в программу. И, пройдя курс молодого бойца, то есть педагога, поехал на два года учителем истории и обществознания в одну из сельских школ Тамбовской области.

— Ярослав, что же вас, москвича, дипломированного психолога, сподвигло оставить столицу и отправиться в Центрально-Черноземную Россию, как вы сами назвали Тамбовский регион в своем интернет- дневнике «Хождение то ли за три моря, то ли по мукам, то ли в народ...»?

— Я еще старшеклассником стал ездить вожатым в летний лагерь. И мне нравилось. Да, учился в Москве в РАНХиГС по специализации «Психология управления» и, наверное, мог бы карьеру сделать, разбирая хитросплетения участников менеджмента, но к последнему курсу понял, что это — не совсем мое. От друзей узнал о проекте «Учитель для России» и решил подать заявку на учителя общественных дисциплин. Прошел отбор, летний пятинедельный интенсив по педагогике и методике преподавания, разработанный ВШЭ специально под формат проекта, и отправился в Сабуро-Покровский филиал Никифоровской средней школы № 1 Тамбовской области.

— Судя по вашим «Хождениям», учили и учились одновременно?

— А как иначе! Быть учителем — полезно. Причём как для ребят, у которых ведешь уроки, так и для себя: много интересного и важного узнаёшь о себе через работу и школьников.

Если говорить о том, как в рамках проекта из непедагогов делают педагогов, то обучение идет все два года. Изначально опытные специалисты снабжают ребят набором первой необходимости, позволяющим начать работать в классе. И дополняют его уже потом — в процессе урочной работы участников. К ним на занятия регулярно приезжают кураторы, которые помогают разложить по полочкам ведение уроков. Если у начинающего предметника есть пробелы по дисциплине в классе, подключают экспертов из Москвы, Санкт-Петербурга. Есть трудности в методике преподавания — делают упор на этом. Кроме того, ребята регулярно ездят в другие участвующие в проекте регионы — на различные тренинги, конференции, мастер-классы, обмениваются опытом с друзьями из своего же набора. Так что к окончанию двухгодичного контракта с общеобразовательным учреждением учителя из проекта набираются и опыта, и креативных подходов в работе с детьми, и чувствуют себя уверенно в классе.

Говорю так убежденно, потому что сам прошел через это.

— Вы после окончания контракта могли продолжить учительствовать в Тамбовской области. Однако не остались там. Почему?

— Собирался. Но предложили стать куратором «Учителя для России» в Новгородской области, которая присоединилась к проекту в 2018 году. Я согласился и переехал в город на Волхове. Большую часть своего времени отдаю как наставник учителям-новичкам, которых сейчас 23, и трудятся они в 10 школах региона. Но и про детей не забываю: в библиотечном центре «Читай-город» готовлю старшеклассников к ЕГЭ — по истории и обществознанию.

— На учителя для России могут заявиться и дипломированные педагоги. Не ставит ли это в неравные условия других участников?

— Нет. Действительно, в проект приходят специалисты после педвузов, как правило, молодые, которые говорят, мол, мы много знаем о традиционном школьном образовании и хотим работать с детьми, но по-другому, научите нас новому.

Что касается их специальной подготовки, то из личных наблюдений и опыта могу сказать, что она зачастую мешает ребятам нестереотипно подходить к урочному процессу.

Приведу пример: принято нормой считать, когда учитель у доски что-то вещает классу. А я иногда вел рассказ, стоя у задней стенки. Что это дает? Дети начинают иначе воспринимать информацию: они могут продолжать сидеть ко мне спиной или развернуться. Я таким образом выдергиваю их из привычного положения, и они начинают понимать в том числе и по поводу вариативности точек зрения, действий людей.

— Ну хорошо, ради достижения детьми результатов уроки можно и вне стен школы, и даже стоя на парте, наверное, проводить. Но ведь основа методики преподавания и в Тамбове, и в Великом Новгороде — одна. Или?

— База — да. Но она не исключает новых форм работы с ребятишками. И тут все зависит от фантазии учителя. Я, к слову, использовал «Альмономах» — от сочетания слов «альманах» и «Владимир Мономах».

Предлагал детям сверстать одну или несколько газетных страниц, вынести в заголовки явления, понятия в зависимости от того, какая цель стоит на конкретном уроке, найти иллюстрацию или схему. Это помогало им выбирать, что важно в теме, ключевые слова и понятия и соотносить события, аргументировать, что из этого должно войти в финальный вариант, что — нет.

Старшеклассникам было интересно, поскольку они достаточно вовлечены в текущую ситуацию в мире, стране, спрашивали и про политику, и про деньги. И уроки экономики у меня были построены по принципу финансовой грамотности. Мы обсуждали, какую кредитную карту выбрать, что такое кэшбэк, семейный бюджет.

— Вы сказали, что за два года школьной жизни участники учительского проекта набираются опыта, показывают неплохие результаты. Вам есть чем или кем гордиться?

— Три моих ученика заняли призовые места в заочных турах олимпиад МГУ, РАНХиГС и МФТИ, и это дало им возможность получить дополнительные баллы к тем, что заработали за ЕГЭ. Еще один мой подопечный поступил в МГТУ им. Баумана. Это однозначно значимый результат моей работы как предметника.

— Проект «Учитель для России» финансово поддерживают партнеры. Участники, пока два года трудятся в общеобразовательных учреждениях страны, к школьной заработной плате получают еще ежемесячно 20 тыс. рублей стипендии и 15 тыс. рублей на аренду жилья — в случае переезда в другой регион. Если бы не эта дополнительная прибавка, возможно, и не было бы такого количества желающих попасть в программу?

— Если бы к нам шли только из-за денег, то не уходили бы. А случается, что ребята выходят из проекта — по разным причинам, в том числе и потому, что поняли: учительство — не их путь.

Вообще, люди с меркантильным настроем отсеиваются еще на стадии прохождения конкурсного отбора — есть психологические маркеры, позволяющие выявить такую цель человека.

Как показывает статистика за пять лет реализации проекта «Учитель для России», 90% участников после завершения контрактов остаются в сфере образования. Из них около 30% — в том регионе, где отработали два года.

Как раз сейчас идет приём заявок на сезон 2020 года. Предполагаем, что 160 прошедших подготовку педагогов 1 сентября придут на работу в школы в регионах страны. В том числе и в Новгородскую область.

* * *

Из «Хождений» Ярослава Артюхина:

«Чтение — вот главное (м)учение! Социальные науки подразумевают работу с текстом — это очевидно. Но не все ребята уверенно и бегло читают, особенно — сложные слова, понятия, непривычные имена и т.д. Далеко не все выделяют смысл прочитанного куска. Задания, в которых «многабукав», воспринимаются без энтузиазма, причем не важно, читать их надо или писать. Кажется, впереди этих ребят ждёт много разочарований...».


 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Давайте, товарищи, по существу

Игорь КУЗЬМИН, секретарь Ленинского райкома КПСС, — о времени и о себе

11.12.2024 | Собеседник

Кадр из фильма «До скорой встречи».

О мечтах и не только

Как девочка с корнями из Угловки стала голливудской звездой

04.12.2024 | Собеседник

Создавать костюмы к сказкам Светлана Чазова любит больше всего — есть чем удивить юного зрителя.

Футляр для сказки

Каким должен быть костюм артиста, чтобы случилось волшебство?

06.11.2024 | Собеседник

Гостям и участникам конгресса обещают пищу для ума и повод развлечься.

Фантасты и практики

На Конгрессе молодых учёных прогрессивные идеи укоренят на плодородной почве

23.10.2024 | Собеседник

Не только уроки: ученики педагога заняли 1-е место на межрайонном турнире по пляжному волейболу.

Зарядка по-новгородски

Современному учителю недостаточно хорошо знать свой предмет и методику его преподавания. Нужно быть творческим человеком

23.10.2024 | Собеседник

Вера Николаевна из «Гранатового браслета» — одна из любимых ролей Юлии.

Героиня «с новгородским лицом»

Актриса Юлия Фролова гордится своей родословной и мечтает о роли Марфы Посадницы

28.08.2024 | Собеседник

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 25.12.2024 года

РЕКЛАМА