Преподаватель из Неболчей учит детей «беззаветной любви к родному краю и глубокому уважению к своему роду»
Изучением истории Любытинского края учитель Неболчской средней школы Светлана НЕДЕЛЬСКАЯ занимается с 2003 года. С этого же времени её воспитанники ежегодно попадают в число победителей и призёров регионального этапа Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ «Отечество». Впрочем, и на федеральном уровне школьники Неболчей не единожды становились дипломантами и победителями. За эти годы ребятами было разработано немало интересных тем. Но секрет успеха, конечно, — в мудром, заинтересованном руководителе. В том, что Светлана Геннадьевна — именно такой наставник, сомневаться не приходится.
— Светлана Геннадьевна, думаю, что большинство уверенно расскажут о любытинских сопках, славянской деревне. Упомянут след княгини Ольги. Вот и всё?
— Говоря о Любытинском районе, прежде всего подразумевают районный центр, где, безусловно, есть что посмотреть, почувствовать причастность к древней истории, но на этом потенциал района не исчерпывается. У нас сохранилось много жальников — средневековых захоронений, есть остатки дворянских усадеб, церквей, продолжает жить своей жизнью настоящая жемчужина края — Свято-Троицкий Рёконский монастырь. Интересной представляется и история отдельных деревень. А главное — здесь жили и живут замечательные люди, которые своим трудом обустраивали наш край. Вот что даёт пищу исследованиям.
— Какое направление наиболее интересно лично вам?
— Любитель всяческой старины я с детства. С малых лет, с рассказов бабушки начались моя беззаветная любовь к родному городу — Старой Руссе — и глубокое уважение к своему роду. Такое же преданное отношение к корням стараюсь прививать моим воспитанникам. Я советую начинать с изучения истории семьи. Мы с дочерью много занимались родословной как со «старорусской», так и с «неболчской» сторон. Конечно, это самая близкая тема. Не менее близкой стала для меня история церквей. Потом я просто влюбилась в таинственные жальники. Ну и, конечно, романтика дворянской усадебной жизни мне очень по душе.
— Что стало для вас настоящим открытием?
— Учитель похож на ребёнка: он учится всю жизнь, умеет удивляться миру, готов к постижению нового. Я ведь не учитель истории, у меня нет специальных знаний, поэтому то, что для историка — общеизвестный факт, для меня зачастую — открытие. Во время экспедиций мы — соратники: готовы обниматься и плакать от счастья, когда подтверждается какая-то версия, находится какой-либо артефакт. Помню, как во время исследования жальника я споткнулась, и на этом месте нам впервые открылась валунная обкладка, покрытая дёрном. Мы знали о том, что она была обязательным атрибутом жальников, но поскольку камни люди перемещали, убирали, то обнаружить её сейчас — большая удача. Трудно описать радость или даже восторг, когда на перевернутой плите удаётся прочесть имя погребённого под ней человека. И ещё более непередаваемое чувство испытываешь, когда об этом человеке удаётся найти данные в документальных источниках. Например, у нас в Петровском, оказывается, похоронена сестра основателя известного завода в Санкт-Петербурге Долгова (урождённая Путилова). Открытия случаются и во время работы в архивах. Никогда не забуду, как из архивного дела практически вывалился целый паспорт репрессированного помещика Мякинина. Эта потрясающая картина у меня и сейчас как будто перед глазами.
— Кто ищет, тот найдёт?
— Никогда у меня не было мыслей, что мы работали зря. Во-первых, отсутствие видимого результата, это когда говорят, мол, «поиски не увенчались успехом», — тоже результат, об этом я не устаю повторять своим исследователям. Во-вторых, сама атмосфера исследования приносит плоды в плане личностного роста. А вообще, нам везёт: никогда ещё не было такого, чтобы совсем ничего не удалось найти по теме.
— Каким образом удаётся заинтересовать ваших учеников? Само понятие «краеведение» звучит ли для молодёжи увлекательно?
— Слово «краеведение» в нашей школе на слуху. Ежегодно мы проводим школьную краеведческую конференцию. Походы по родному краю помогают формировать у ребят устойчивый интерес к изучению его истории и культуры. Но вот серьёзными исследованиями готовы заниматься немногие, и не потому что неинтересно, а потому, что это требует большого количества времени и усилий, ведь мы подняли планку в этой области достаточно высоко. И я рада, что среди учеников нашей школы не переводятся пока мои единомышленники.
— А коренные жители знают о своей давней и недавней истории, интересуются ли ею?
— Я знаю людей, которые занимаются собственными исследованиями, прежде всего историей родных деревень. В некоторых населённых пунктах по инициативе жителей появляются памятники односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Все, кого мы опрашивали по той или иной теме, готовы поделиться информацией, в прямом смысле слова переданной от поколения к поколению. Подборки наших материалов, по словам сотрудников библиотеки, пользуются спросом. А некоторые собирают материал дома. Года три назад мы посещали семью 90-летних жителей посёлка и увидели у них бережно хранимую папку с газетами, где публиковались мои статьи по материалам исследовательских работ. И, конечно, многие спрашивают: когда же, наконец, выйдет книга о Неболчах?
— И когда?
— В прошлом году я участвовала в финале Всероссийского конкурса краеведов, работающих с молодёжью, и там поняла, что мои коллеги, даже проведя одно, гораздо менее значительное исследование, чем любое из наших, выпускают книжки. У меня это пока — только в планах, хотя вопрос об издании отдельной книги по истории неболчского края настолько назрел, что его невозможно откладывать.
— Что становится конечным результатом проведённой вами работы: памятные знаки, новые экспозиции?
— Во-первых, материалы исследований дополняют фонды школьного музея. Это фотографии, воспоминания жителей, а порой и новые экспонаты. Так, например, в этом году жительница Великого Новгорода, внучка Героя Социалистического Труда Григория Орлова, о жизни которого было проведено одно из исследований, передала в дар музею гармонь деда. С результатами работы знакомим учащихся школы: проводим презентации, тематические экскурсии или беседы. Музей у нас комплексный, его главная часть — Комната Боевой Славы. Если в результате поисков открываются новые имена защитников — оформляем стенд или дополняем имеющиеся. Так, в этом году появился стенд об аэродроме в деревне Порог и погибших лётчиках. Новые имена появляются и на «Солдатском платке» — алом полотнище с именами защитников нашего края и земляков, участников Великой Отечественной войны. Опять же в результате наших изысканий датой рождения посёлка Неболчи теперь признан 1582 год, а не 1916-й и не 1932-й, как считалось ранее.
Празднование Дня посёлка перенесено на июль, так как в Неболчском погосте главным событием была ежегодная Ильинская ярмарка. В 2005 году нам удалось документально доказать, что на территории школы в годы войны располагался военный госпиталь, и администрация поселения приняла решение установить на его месте мемориальную плиту. В 2019 году мы перенесли из разрушенной часовни в церковь Неболчей каменный крест. В 2020-м сами изготовили и установили на кладбище в деревне Петровское памятный поклонный крест.
— На ваш взгляд, любытинская земля потянет полноценный туристический маршрут?
— Конечно! Разработать маршруты можно, но практически осуществить их пока трудно, учитывая большие расстояния и труднодоступность некоторых объектов. Мы очень ждём строительства асфальтовой дороги, которая должна связать наш район с Ленинградской областью. Это поможет и притоку туристов, которые, к примеру, направляясь в Тихвинский монастырь, смогут посетить и наш Свято-Троицкий Рёконский.