Четверг, 21 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Кирилл Привалов

«Здорово, давай ещё дубль»,

или Почему Алексей Учитель никогда не пересматривает свои фильмы

Творческая встреча режиссёра фильмов «Рок», «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Прогулка», «Матильда» и другихсо зрителями Великого Новгорода была организована бюро приключений «53 тура».

Начать беседу с Алексеем УЧИТЕЛЕМ я хотел с того, что в фильмографии его отца, известного документалиста Ефима Учителя, имеется лента «Валдай. Лирический репортаж». Но оказалось, что у режиссёра есть и более непосредственная связь с нашим городом: в семидесятые в качестве режиссёра и оператора он снимал здесь свой первый фильм — десятиминутную картину из серии «Десять минут по СССР», предназначенную для привлечения туристов. И вот сюрприз: картину удалось найти в фондах ВГТРК, чтобы показать новгородцам.

Вы пересматриваете свои фильмы?

— Никогда. Я очень тщательно вожусь со съёмками, с монтажом. Но когда этот ребёнок уже возник, я даже на премьерных показах стараюсь его не смотреть. Не то чтобы я боюсь отрицания, но для меня это живое, я болезненно отношусь к каждому чиху. И перехожу к следующему фильму.

Как вы выбираете сюжеты для своих картин?

— По-разному. У меня была большая стадия документального кино, я себя очень хорошо в нём чувствовал. И вот мы собирались снимать фильм о русской балерине Ольге Спесивцевой, которой было за девяносто, и договаривались о съёмках в доме престарелых в Нью-Йорке. Но она умерла. И Дуня Смирнова, молодой ещё сценарист, мне сказала: давай сделаем игровой фильм.

То есть ваш приход в игровое кино был в чём-то случайным?

— Это был прыжок в неизвестность. Я не очень верил, что получится, но неожиданно всё получилось. Дуня быстро написала сценарий, его быстро утвердили в Госкино. У нас была двухнедельная экспедиция в Париж, где мы снимали в Гранд-Опера. Там разрешают снимать только ночью. Мы придумали один кадр с балкона, а его не открывали 70 или 80 лет, но для нас всё-таки открыли. История «Дневника его жены» началась с того, что мы сидели с Дуней и её отцом, режиссёром Андреем Смирновым. И она сказала: «Папа, как ты похож на Бунина». А «Космос как предчувствие» — со сценария Александа Миндадзе, который я прочитал и заболел им.

Встреча Алексея Учителя с новгородцами продолжалась почти два часа. Говорили о многом.

Об актёрах

Я стараюсь, чтобы актёр в чём-то соприкасался с судьбой героя. Со времён документального кино очень хорошо чувствую фальшь. На экране даже средняя игра может выбить общий результат. В фильме «Космос как предчувствие» Евгению Цыганову не давалась сцена ночного разговора о политике. Мне теперь кажется, что ему, молодому человеку, просто трудно было понять то время. В таких случаях надо выбивать актёра из колеи, и тут лучше помогает «физика». Я его попросил три километра пробежать, не помогло. Потом, чтобы его расслабить, мы ему налили 100 грамм, хотя я это и не люблю. Потом он ещё пять километров бежал. Ничего. Закончили на 32-м дубле. На другой день на 53-м дубле он, скорее по какому-то наитию, сделал то, что должен был. На всякий случай мы сделали 54-й, 55-й дубли — опять было не то.

На тех же съёмках Евгений Миронов на меня немного обиделся, когда на пятом дубле сделал всё как надо, но мы сделали ещё два дубля. Где-то он был прав, но он — актёр, который мыслит конкретным эпизодом, а режиссёр выстраивает всю роль. Так вот, он тогда уехал в Москву на другие съёмки, там он ещё ни во что не вник, а после первого дубля ему сказали: всё отлично. Он вернулся и сказал: делай дублей сколько надо.

На съёмках сцены с дождём в «Прогулке» Ира Пегова мне говорит: я не чувствую дождь. Хотя мы все были мокрые. Я видел, что ей не надо объяснять, она должна чувствовать. И я попросил заказать ещё две пожарные машины. На следующий день работали пять пожарных машин, и сцену сняли с первого дубля.

Владимир Машков, когда его утвердили на главную роль в «Крае», за полгода начал ходить с бритой головой, вживаясь в роль. Он действительно научился водить паровоз. И все трюки выполнял без дублёра. Когда он прыгал с моста в Вуоксу, то упустил верёвку, и его понесло на камни. Каскадёр успел добежать и бросить ему другую верёвку. Его привели ко мне мокрого, злого, в одеяле. А я видел только то, что было на мониторе. И сказал ему: здорово, давай ещё дубль. Он посмотрел на меня так грустно и сказал: давай.

На Матильду не было актрисы, хотя пробы проходили 350 человек. Директор варшавского кинофестиваля подсказал мне одну девочку, которая только в одном фильме и сыграла. Я посмотрел её: ну да, ничего. У нас уже прошло пять съёмочных дней, мы снимали сцены без Кшесинской, а их не так и много. Но вот она приехала, прошли пробы в декорациях Успенского собора, и стало ясно: это — Матильда. Но характер у неё был… И крови она нам попила… Всегда отстранённая. Эта холодность и на экране иногда видна. А во время сцены объяснения в любви Ларс Айдингер мне говорит: «Я ничего от неё не чувствую!». Но на экране всё было хорошо. Да, с талантливыми людьми всегда непросто.

...О «Матильде»

За два дня до премьеры Поклонская записала видеообращение к генеральному прокурору с требованием запретить фильм. И в одиннадцать вечера помощник генпрокурора позвонил мне, попросил привезти картину, потому что им надо было дать ответ. Нам заблокировали рекламу: не было рекламы на «Первом», баннеров на улицах. Картина вышла только при чёрном пиаре. Однако размер протестов преувеличивали. Всего писем с требованием запрета, как я потом выяснил, было три тысячи, и 90% были написаны под копирку. Когда меня спрашивают: стал бы я снимать что-либо подобное после случившегося, отвечаю: «Да, снял бы».

О Цое и о «Цое»

Да, я знал Виктора Цоя. Когда я снимал «Рок», то мне было нужно сблизиться с рокерами, но я не хотел с ними выпивать. Мне нужен был взгляд со стороны. Я выбрал самого молчаливого из них и сказал: Виктор, ты работаешь в кочегарке? Так вот, мы ставим там камеру и просто снимаем, ни слова с тобой не говоря. Он неожиданно согласился, и мы снимали смену или две, как к нему в кочегарку приходят люди, как он кидает уголь. Потом группа «Кино», все в чёрном, пришли отсматривать материал, и Цой сказал: «Нормально». После его гибели я снял документального «Последнего героя».

Сыну Цоя, которого я снимал пяти-шестилетним мальчиком, фильм не понравился. Но аргументы вроде: «Как это папа весь фильм в гробу» я принять не могу. Я ему говорил: «Ты же творческий человек, ты не должен воспринимать это так прямолинейно». Но ещё больше меня удивило, что сын человека, который сам подвергался каким-то гонением, пишет письмо руководству страны с просьбой запретить фильм.

Тут вспомню: «Дневник его жены», который имел счастливую судьбу, тоже некоторые ругали. И один литературовед сказал: там нет ни одного кадра, где Бунин сидит и пишет. Но этот кадр зрителю ничего не даст. История о том, как 60-летний писатель пережил трагическую любовь, и в это же время получил Нобелевскую премию — это такой жизненный сценарий, который привёл к появлению «Тёмных аллей». Эта история расскажет о писателе больше, чем какой-то формальный кадр.

* * *

В завершении вечера новгородским зрителям показали ту самую короткометражку о Новгороде 70-х, о реставраторах, стеклодувах, вышивальщицах и других. А Алексей Ефимович перед показом поднялся со стула:

— Извините, я не пересматриваю своих картин. Может быть, мы ещё приедем к вам снимать что-нибудь большое. До свидания!

Теги: Великий Новгород, Алексей Учитель, режиссёр

РЕКЛАМА

Еще статьи

Создавать костюмы к сказкам Светлана Чазова любит больше всего — есть чем удивить юного зрителя.

Футляр для сказки

Каким должен быть костюм артиста, чтобы случилось волшебство?

06.11.2024 | Собеседник

Гостям и участникам конгресса обещают пищу для ума и повод развлечься.

Фантасты и практики

На Конгрессе молодых учёных прогрессивные идеи укоренят на плодородной почве

23.10.2024 | Собеседник

Не только уроки: ученики педагога заняли 1-е место на межрайонном турнире по пляжному волейболу.

Зарядка по-новгородски

Современному учителю недостаточно хорошо знать свой предмет и методику его преподавания. Нужно быть творческим человеком

23.10.2024 | Собеседник

Вера Николаевна из «Гранатового браслета» — одна из любимых ролей Юлии.

Героиня «с новгородским лицом»

Актриса Юлия Фролова гордится своей родословной и мечтает о роли Марфы Посадницы

28.08.2024 | Собеседник

На новгородской сцене Маргарита примеряет самые разные образы.

Маргарита и классики

Из Петербурга в Великий Новгород молодая актриса приехала, чтобы играть свободно

14.08.2024 | Собеседник

Самой противоречивой Светлана Сабаева считает роль Цветаевой в одноимённом спектакле.

Адвокат своей роли

Путь к новым персонажам актриса Сабаева всякий раз нащупывает с нуля

24.07.2024 | Собеседник

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА