Почему украинский православный священник считает, что всё ничтожно, кроме любви и правды
С отцом Анатолием (Зыгарем), священником прихода Петро-Павловского храма города Васильевка Запорожской области, подходим к входу здания военно-гражданской администрации (ВГА). Тут ежедневно несколько десятков горожан ожидают приёма у специалистов. Сюда приходят только за помощью. Живая очередь, усиленные меры безопасности. Заявления составляются и подаются ещё на входе, до поста охраны. Со своими прихожанами отец Анатолий здоровается нарочито громко и басовито. Фигура протоиерея привлекает внимание всей площади: кто-то отвечает или просто приветствует кивком, иные молча сопровождают взглядом. Последние давно записали отца Анатолия в коллаборанты.
— Насколько я знаю, у вас были достаточно непростые отношения и с прежней украинской властью, и с церковным руководством.
— Скажем так, сейчас, слава Богу, всё встало на свои места. Мы этого касаться не будем. Я — Почётный гражданин города Васильевка. Больше мне нечего сказать.
— А что вам сейчас люди говорят?
— Всякое. Для кого мы — кость в горле. Другие обнимаются при встрече. Иногда с батюшками ходим, здороваемся, городок-то маленький, кто-то отвечает, у кого-то — взгляд в асфальт.
— Церковь тоже стала полем боя?
— Да как по-простому сказать? У нас, в маленьких городах и сёлах, мы всё равно служили и служим без изменений: патриарха Московского и всея Руси Кирилла и блаженнейшего митрополита Киевского и всей Украины на службах поминаем. Хотя многие на территории Украины отказались поминать Кирилла. И в нашем районе некоторые священники отказались. Испытание. Есть такой документальный фильм «Анатомия раскола» (сериал 2001 года о церковных событиях, происходивших в Украине в конце 1980–1990-х годах). На все вопросы о его причинах очень хорошо ответили иерархи. Митрополит Ануфрий, тогда ещё не правящий, сказал: «В основе всего раскола лежат деньги». Украинская церковь осталась голая и босая. Этот момент очень сказался на всём православном мире.
А мы остались верными полностью. Для меня было страшным другое: в село не мог проехать — там стояла военная техника, блокпост, а священнику же всё равно нужно служить, меня сюда направили. Отойти от этого я не мог. Но всё слава Богу.
Не будет говорить отец Анатолий, что раскол прошёл и через его судьбу. Шестнадцать лет он служил настоятелем Петро-Павловского храма в Васильевке, был благочинным. Но потом, как говорят местные, под давлением вынужден был уйти — недостаточно коммерческим оказался батюшка для новой церковной власти. Так говорят между собой прихожане. У отца Анатолия своя версия: «написал прошение по состоянию здоровья — было два микроинсульта, потом ишемический инсульт». По благословению правящего архиерея перешёл на сельский приход, стал настоятелем Казанского храма села Подгорное и храма Преподобного Серафима Саровского села Широкое. Отец Анатолий тактично говорит, что вернулся в Петро-Павловский храм Васильевки штатным священником, потому что духовенства не хватает: «Кто-то из духовенства, у кого маленькие дети, уехал. А здесь — районный центр. Службы надо служить очень часто. Просто необходимо служить». Многие жители города возвращению отца Анатолия искренне рады.
— Здесь и сейчас значение церкви для людей выросло?
— Для нас, православных, — конечно, выросло. Когда в марте на территории Васильевки начались боевые действия, через нашу Петро-Павловскую церковь летали снаряды, а мы с отцом Валерием служили, не останавливали службы, как раз начался Великий пост. Это очень тяжело. И люди приходили на службы. Они видели богослужение, они слышали, что мы с ними. Народ — с нами, а мы — с народом. Очень тяжёлые моменты, когда приходит офицер и говорит: «Не дай бог со двора храма кто-то произведёт выстрел, мы должны будем ответить. Мы понимаем, вы служите, и мы служим».
— Говорят, до сана у вас была военная история?
— Да, я гвардии старшина в запасе. Был момент, который привёл меня к церкви Христовой, это именно сами боевые действия. У меня в роду нет священников. Были купцы, офицеры. Прапрадед — лейб-гвардии полковник Его Императорского Величества. Мы очень древняя, старая фамилия — Зыгарь. Сам я из села Плавни Васильевского района.
— У вас же есть награды за участие в боевых действиях.
— Да, орден Красной Звезды и медаль «За отвагу». Я не люблю вспоминать тот период. Для меня он очень тяжёлый, погибло много людей. Когда мы вышли из боя, нас было четверо, а сейчас на данный момент никого не осталось, я один. Тяжело вспоминать. Это то, что привело меня к церкви Христовой. Тогда я осознанно впервые призвал имя Божье. Именно осознанно. И я стал священником.
В сане — с 7 февраля 1993 года. И почти 30 лет служу в Васильевке.
— Ваши прихожане мне говорили, что «у отца Анатолия была необычная история с часами».
— Да, интересная история. Время оранжевой революции (широкая кампания протестов, митингов, пикетов, забастовок, которая происходила в ряде городов Украины с 22 ноября 2004 года по 23 января 2005 года). Тогда было нелегко любому священнику, который представлял украинскую православную церковь (Московского патриархата) и остался верен митрополиту Владимиру. Нам очень сильно угрожали. Вплоть до физической расправы. И мой друг, бывший сослуживец, уже к тому времени ставший офицером и продолжавший участвовать в боевых действиях, подарил мне командирские часы. Подарил со словами: «Мне помогло, я тебе дарю. Они меня сохранили. А когда ты увидишь офицера русской армии — отдай ему, пусть его хранят». Какой-то период я их сам носил.
— А где в Запорожье в 2005 году можно было встретить офицера русской армии?
— Божий промысел был. В итоге я часы передал. Вот здесь, на площади Васильевки. Когда в город вошли русские войска, пошёл в комендатуру и попросил охрану вызвать старшего офицера. И передал часы ему, как наказывал мой друг: офицер офицеру через старшину.
— И какая была реакция?
— Спросил, защитят ли часы от ракет. Я сказал: не знаю. Надо было передать, я передал.
— Имя офицера, его судьбу не знаете?
— Нет, не до того тогда было.
— Прихожане воспринимают ваше служение как подвиг и не делят вашу жизнь на до получения сана и после.
— Вот мы говорили о боевых наградах. А что такое награждение орденом? Например, Александра Невского. В моём понимании, ты становишься в какой-то степени равным этому человеку. И я думаю, что ты всё время должен доказывать самому себе, что именно равен этому человеку. А если равен, значит, обязан жертвовать самим собой.
— Сильны те, кто любит?
— Запомните раз и навсегда: сила в любви и в правде. Всё остальное ничтожно.
Наталья РОМАНИЧЕНКО, глава администрации г. Васильевка, Запорожская область:
— Когда Отец Анатолий служил в Подгорном, люди, у которых были машины, ехали туда святить пасху. Васильевцы ехали не просто в церковь, а именно к отцу Анатолию. Я перед своим назначением главой администрации приехала к отцу Анатолию и сказала: мне надо поговорить с вами буквально две минуты — меня завтра назначают на должность мэра. Он сказал: «Наташа, я тебя благословляю». Обнялись, расцеловались.
Для меня это был очень важный момент. И тогда я сказала людям, что отец Анатолий меня благословил, а он для многих — очень значимый человек, который так или иначе участвует в жизни каждого нашего горожанина.