В Малой Вишере состоится премьера документального фильма о самобытном безруком художнике Владимире Гусеве
В эту пятницу в Малой Вишере, в доме культуры «Светлана», пройдёт закрытый премьерный показ документального фильма режиссёра Анны ДРАНИЦЫНОЙ «Неизвестный художник». Кинолента посвящена Владимиру Андреевичу Гусеву, удивительному живописцу, когда-то жившему и творившему в деревне Борок Маловишерского района. Свои картины он писал, не имея рук.
Историей художника из новгородской глубинки заинтересовались петербургские документалисты. Съёмочная группа кинокомпании «Два капитана» год работала над созданием фильма, героями которого в том числе стали жители Борка. О том, как проходили съёмки, какое ощущение должен оставить у зрителя просмотр фильма, «НВ» поговорили с его автором.
— Анна, почему было решено устроить премьеру киноленты в Малой Вишере?
— Это решение было принято осознанно. Художник творил и прожил большую часть своей жизни на этой земле. Кроме того, съёмочная группа выполнила свой долг перед местными жителями, с которыми она познакомилась за время своей работы. Стараясь снять разные времена года, в деревне мы бывали часто. В Малую Вишеру на премьеру приедем всем составом. Хочется узнать реакцию людей, участвовавших в съёмках, послушать их мнения.
— Как появилось название фильма?
— Его рабочее, первоначальное название, с которым он выходил на грант Министерства культуры РФ, — «Неизвестный художник. ХХ век». Потом название сократили. Оно хорошо подходит к фильму, перекликается с метафорой и отражает жизненные коллизии Владимира Гусева. К слову, у киноленты, получившей статус «национального фильма», уже есть и фестивальная судьба. На Всероссийском кинофестивале «Человек, познающий мир», который проходил в Симферополе с 12 по 15 сентября, она отмечена призом министерства культуры Республики Крым.
— Что для вас стало самым сложным в работе над данной картиной?
— В моей копилке более 20 кинокартин. Большое счастье создавать авторское кино, да ещё и с господдержкой. Успех — выпускать фильм раз в два года. Все мои фильмы сняты в разных жанрах. Как режиссёр я начинала с экспериментального формата, потом мне нравилось рисовать социальные портреты, снимать простых людей. Погружаться в мир маленького, обычного человека, раскрывать характер и делать героем фильма его гораздо сложнее, чем какую-то известную личность. Для меня эта картина стала непривычной тем, что её герой — уже ушедший из жизни человек. Сложно художественно выразить то, чем жил, дышал человек, когда его больше нет. А я всегда переживаю за визуальную часть фильма. Как правило, в таких случаях режиссёры ограничиваются какими-то артефактами, интервью с очевидцами, хорошо, если есть кинохроника. Ещё непривычным моментом для меня было то, что этот фильм — один из тех редких моментов, когда я согласилась делать его не по своему, а по чужому сценарию.
Я выехала на разведку места для съёмок, уговорила Ирину Ларину, внучатую племянницу Гусева, стать центральным персонажем фильма, а не оставаться за кадром. По сути, без её личной истории, родственной связи с Владимиром Андреевичем ничего и не получилось бы. В итоге пришло понимание, как может сложиться картина. И у нас был карт-бланш — уцелевшая кинохроника в хорошем качестве, рассказывающая о художнике. Пятиминутный фильм снял новгородский документалист Эдуард Раненко. Потом уже выяснилось, что он был близким другом моего папы, тоже кинематографиста.
— Как петербургские кинематографисты узнали о маловишерском художнике?
— Сценарий написал Игорь Воронин, у которого в Борке находится дом его родственников, куда он приезжает как на дачу. Там у них хранилась картина Гусева. Интересуясь его творчеством, Игорь выяснил, что самобытный художник не копил, не продавал, а раздаривал свои работы. С этим сюжетом он обратился ко мне. Изучив материалы, я подумала: а почему бы и нет? Драматургическую линию я увидела в том, как жизнь героя, жизнь страны повернулась на 180 градусов. В процессе работы над фильмом со сценаристом у меня не возникало разногласий.
— Как происходили съёмки в деревне?
— Всегда сложно снимать простых людей. Когда они слышат про интервью на камеру, начинают бояться. Например, дочь художника Татьяна тоже не хотела сниматься. Приходилось прилагать определённые усилия. Я люблю использовать метод съёмки «привычная камера», когда люди к тебе привыкают и с ними уже можно работать. Это не телевидение, когда корреспондент взял интервью у человека и уехал. И они больше не увидятся. Поэтому-то создание кино занимает много времени. Мои герои становятся моими знакомыми, друзьями, мы продолжаем общаться и после выхода картины.
— Какие мысли должны появиться у зрителя после просмотра вашего «Неизвестного художника»?
— Страна попала в очередной исторический виток. После нескольких лет комфорта люди столкнулись с ковидом. Сейчас идёт спецоперация на Украине. Посыл моего фильма в том, чтобы человек ни в коем случае не унывал. Гусев был жизнелюбом несмотря на то, что лишился всего. У него ничего не было, но он смог построить свою жизнь, а ещё нёс в мир культуру и любовь.
Работы деда
Маловишерцам покажут картины Владимира Гусева — главного героя фильма «Неизвестный художник».
Несколько лет назад фотохудожник из Торжка Ирина ЛАРИНА на одном из российских литературных порталов обнаружила очерк, рассказывающий о художнике, который, лишившись рук — одну потерял во время войны в детстве из-за ранения, второй — в юности, когда работал на молотилке, начал писать картины. Сама история, фамилия и имя героя указывали на то, что этот текст о её деде по отцовской линии — Владимире Андреевиче Гусеве. Статья в Интернете подтолкнула возобновить общение и заняться сохранением и восстановлением его картин.
Судьба большинства из них неизвестна. Свои работы Гусев в основном дарил. Какая-то часть его картин отправилась на выставку в 1993 году в Москву, но там бесследно пропала.
Три года назад, позаимствовав на время картины деда у людей, Ирина сумела организовать в Малой Вишере небольшую выставку его работ. И сейчас в рамках премьеры фильма «Неизвестный художник» она устроит показ картин деда.
— Будет представлено четыре его работы, хранящиеся в краеведческом музее, и пять полотен из моей коллекции, из которых четыре — это репродукции, а одна — оригинальная «Богатыри», сюжет которой он взял у Виктора Васнецова, — рассказала Ирина. — Он копировал картины известных художников, чтобы разобраться в цветовой гамме, строении композиций. А свои темы у него были простыми: дома, озеро, лес. Для меня загадка: как он получал ощущение мазка, как доставал в 1960-е годы масляные краски? Дед рисовал много на ДСП, фанере, потому что ему было сложно натянуть холст на рамы.
По словам Ирины, жизненный пример её деда действует гораздо эффективнее, чем моральные нравоучения. Гусев был обычным русским мужиком, но он обладал потенциалом жизнелюбия, который и сейчас никого не оставит равнодушным.