Суббота, 21 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Сергей БРЮН: «Карьерный момент исключается»

Первой ступенькой в музее для Сергея Брюна была должность экскурсовода.

Первой ступенькой в музее для Сергея Брюна была должность экскурсовода.

Фото: предоставлено НГОМЗ

Новый директор музея-заповедника относится к искусству трепетно, а к истории — спокойно

Музейщик. Актёр и радиоведущий в одном лице, ещё и потомок французского дворянского рода по мужской линии. Это недавно пришедший в Новгородский музей-заповедник Сергей БРЮН. Молодой и неожиданный. Кто мог подумать, что гендиректором станет человек, способный сняться в сериале «Белая гвардия», а потом написать монографию «Ромеи и франки в Антиохии, Сирии и Киликии XI–XIII вв.»?

Сергей Павлович, невольно хочется спросить: в какой же ипостаси вы к нам приехали?

— Вы знаете, я сделал выбор ещё в 2012 году, придя в Музей русской иконы. Там прошёл путь от экскурсовода до научного сотрудника и главы отдела внешних связей. В 2017-м стал сотрудником Музеев Московского Кремля. И заново прошел тот же путь: был экскурсоводом, потом научным сотрудником в оружейной палате, затем стал заведующим отделом и куратором трёх крупных научных проектов. Без музейного дела я себя просто не представляю. Для меня работа в музее — это форма сослужения в некоей светской литургии, соединяющей человека с искусством. У меня это вызывает почти по-детски трепетное чувство.

Как случилось, что ваша карьера продолжилась именно в Новгороде, и что для вас Новгород? 

— Сфера моих научных интересов неразрывно связана с христианским Востоком. Византия, Левант, Армения, Эфиопия. А Новгород — это северный форпост христианского Востока. И я Новгород знал, любил, но представить себя в кресле директора музея, тем более такого масштаба, как Новгородский, конечно, не мог. Мне поступило предложение от Министерства культуры. Вероятно, на выбор повлияли мои проекты в сфере древнерусского искусства. Прежде всего это выставка «Небесное воинство. Образ и почитание», которая была основной в этом году в Московском Кремле. Кстати, она открывалась иконой «Святой великомученик Георгий», очевидно, вывезенной из Новгорода в Москву ещё при Иване IV Грозном. В следующем году будет отмечаться 1000-летие Суздальского кремля. Откроется он ещё одним уникальным выставочным проектом — «Русский Феникс. Суздальская земля», автором концепции которого я выступил. Этот проект объединит шедевры Владимиро-Суздальского музея и Музеев Московского Кремля. Сейчас как раз заканчиваю работу над каталогом.

Полагаете, пора окончательно замириться с суздальцами? 

— Уже замирились, у нас не битва, а дружба новгородцев с суздальцами. Молитвами Пресвятой Богородицы, взирающей на нас со Знаменской и Владимирской икон. К тому же у Владимиро-Суздальского музея замечательный директор.

Возвращаясь к вашему предыдущему вопросу… Новгород для меня — не карьерный момент. Никаких мыслей и чаяний, кроме того, чтобы отдавать всего себя, приносить пользу и оставаться здесь долгие годы. Если повезёт.

Ваша семья здесь с вами?

— Да, супруга переехала со мною из Москвы. Моя дочь от первого брака, жизнь без которой я не представляю, приезжает на родительские дни и каникулы.

Плечам легче уже, не давит груз ответственности? 

— Ну, с тем же успехом можно думать о бесконечности Вселенной. Иногда лучше просто работать и чувствовать радостную усталость в конце каждого дня. Есть масса вопросов, которые нужно решать. Но есть главное: совершенно великолепный коллектив. Мои 11 музейных лет — это ещё очень мало в сравнении с колоссальным опытом многих коллег.

Удаётся выкроить время на научную деятельность?

— Я не могу не читать и не писать. При любой нагрузке стараюсь выделять полтора часа с утра и в выходные дни (последних, правда, давно не было), посвящая их научной работе.

И над чем сейчас работаете, если не секрет?

— Не секрет: над кандидатской диссертацией, посвящённой Антиохийскому патриархату в Средние века. На таком-то посту мне уже просто стыдно не быть кандидатом.

Скажите, почти детский трепет перед музеями — это из детства же?

— Нет, мой первый приход в музей, я тогда был ещё маленьким, закончился катастрофой. Меня повели в ГМИИ им. Пушкина. Увидел копию «Давида», точнее — определённую его часть. Хохотал (если не сказать — ржал) на весь зал. Меня с позором увели. Над последующим воспитанием моей любви к искусству немало потрудилась семья, в особенности мама и старшая сестра. Кстати, теперь ГМИИ им. А.С. Пушкина — один из любимейших моих музеев.

На радио у вас есть авторский цикл, посвящённый истории, но вы откликаетесь и на современность. 

— В прошлом году вышла в эфир моя авторская программа «Россия. Обстоятельства времени», в этом году было предложено увеличить моё присутствие, и я подготовил цикл передач по истории религии. А потом стал ведущим программы «Позиция», рассказывающей о людях, помогающих Донбассу, нашим новым регионам и делающих это не ради славы. Русским людям свойственно философствование. Сесть и вот так по-чеховски… А тем временем кто-то под огнём. Служит, живёт, умирает. Чем рассуждать, не лучше ли отправить перевод, пусть маленький. Передать тёплые вещи. Помолиться. Отдать чуть-чуть себя. Я и сам когда-то был не чужд либерального фрондёрства. Но когда против твоего Отечества выстраивается фронт из более 50 стран, когда ты видишь молодых ребят после тяжёлых ранений… Я помню, их этой весной привёз в Оружейную палату Народный фронт, а я вёл с ними экскурсию. От этих ребят исходила какая-то очень светлая тишина. Ноль злобы, которую так часто встречаешь в переписках с нашими теоретизирующими «гуманистами». Знаете, в этом году ездил по христианским общинам Сирии. Был в поселении Маалюля, пострадавшем от атак террористов. Это один из последних христианских анклавов Сирии, где ещё говорят по-арамейски. И с какой же теплотой сирийцы относятся к нашим солдатам и офицерам! Очень хотелось бы, чтобы с такой же благодарностью к ним относились наши соотечественники.

А тема новгородской фронды вам как москвичу известна?

— Я уже нашутился по тому поводу, что назначенец из Москвы должен быть готов, что ему припомнят 1478 год или сразу 1569-й. Это тоже вопрос политизации исторического дискурса. Как-то не очень себе представляю, чтобы по Англии бегали люди с вопросом: «Ты за кого? За Генриха II Плантагенета или за Томаса Беккета?» А ведь Новгород — это наша общая родина. Это точка сбора, точка притяжения. Мы живём в такое время, которое требует от нас единения.

Что вы считаете для себя первоочередным?

— Мне выпала честь возглавить музей в пору беспрецедентной реставрации, уступающей лишь времени восстановления после Великой Отечественной войны. Эта реставрация охватывает всё Ярославово дворище, Антониев монастырь, церковь Спаса на Ковалёве. Недавно вместе с губернатором Андреем Никитиным мы осмотрели церковь святых Петра и Павла на Синичьей горе. Удивительнейший храм, памятник XII века. Многострадальный. И вот, наконец, услышаны просьбы новгородцев. Благодаря усилиям министра культуры Ольги Любимовой и нашего губернатора принято решение о фундаментальной реставрации, которая будет проведена в 2024–2025 годах. Ожерелье уникальных памятников украсит ещё одна неповторимая жемчужина. Выделены средства и на реставрацию кремлёвских башен. В перспективе нас ждёт строительство национального историко-архивного центра имени академика В.Л. Янина. Впереди много сложных задач: церкви Рождества Христова на Красном поле и Петра и Павла в Кожевниках тоже очень остро нуждаются в реставрации…

Не сочтите за комплимент, но у вас с музеем-заповедником есть общая черта — он очень разноплановый. 

— Спасибо, но, как известно, о руководителе судят по тому, как он уходит, а не заходит. При моей специализации на византийском и древнерусском христианстве и искусстве я совершенно не собираюсь оставлять без внимания другие темы и эпохи. Музей-заповедник — это огромный уникальный организм. Наверное, единственный не столичный музей, не покидая пределов которого можно изучить всю историю, культуру, искусство нашей страны — от призвания варягов до возрождения после Великой Отечественной войны и после 1990-х.

Удивительные музеи в Чудове, Старой Руссе, Валдае, Боровичах. Честное слово, грустно при мысли о том, сколько людей ежедневно проносится мимо по трассам М10 и М11. Не говорю уже про «Сапсаны». Ведь хочется подхватить человека и помочь ему совершить гораздо более увлекательное путешествие, чтобы он увёз с собой не только сувенир, а нечто большее — то, что останется в душе. Естественно, мы не будем зазывалами в кокошниках. Тут надо подходить умно, выверенно, не нарушая никаких сакральных границ. Но Новгород, Новгородская область должны быть точкой притяжения для наших соотечественников, для всех, кто небезразличен к судьбе Отечества, и для людей доброй воли со всего мира, кто может полюбить и обязательно полюбит Россию.

Теги: музея-заповедник, Новгородская область, Сергей Брюн

РЕКЛАМА

Еще статьи

Давайте, товарищи, по существу

Игорь КУЗЬМИН, секретарь Ленинского райкома КПСС, — о времени и о себе

11.12.2024 | Собеседник

Кадр из фильма «До скорой встречи».

О мечтах и не только

Как девочка с корнями из Угловки стала голливудской звездой

04.12.2024 | Собеседник

Создавать костюмы к сказкам Светлана Чазова любит больше всего — есть чем удивить юного зрителя.

Футляр для сказки

Каким должен быть костюм артиста, чтобы случилось волшебство?

06.11.2024 | Собеседник

Гостям и участникам конгресса обещают пищу для ума и повод развлечься.

Фантасты и практики

На Конгрессе молодых учёных прогрессивные идеи укоренят на плодородной почве

23.10.2024 | Собеседник

Не только уроки: ученики педагога заняли 1-е место на межрайонном турнире по пляжному волейболу.

Зарядка по-новгородски

Современному учителю недостаточно хорошо знать свой предмет и методику его преподавания. Нужно быть творческим человеком

23.10.2024 | Собеседник

Вера Николаевна из «Гранатового браслета» — одна из любимых ролей Юлии.

Героиня «с новгородским лицом»

Актриса Юлия Фролова гордится своей родословной и мечтает о роли Марфы Посадницы

28.08.2024 | Собеседник

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 18.12.2024 года

РЕКЛАМА