Благодаря неравнодушным петербуржцам и новгородцам в имении Рахманиновых снова звучит музыка и течёт жизнь
Идущий к завершению 2023 год — юбилейный для Сергея Рахманинова — в каком-то смысле стал началом второй жизни новгородского имения Онег. Такого количества музыкантов, поклонников гения пианиста и просто туристов усадьба ещё не знала! Впрочем, ещё несколько сезонов назад мало что напоминало об имении, мирно покоящемся в зелёных зарослях. До тех пор, пока за расчистку не взялись супруги Васильевы из Санкт-Петербурга. О том, зачем, почему и что из этого в итоге должно получиться, «НВ» рассказала Мария ВАСИЛЬЕВА, пианистка, преподаватель университета имени Герцена, художественный руководитель проекта «Рахманиновские вечера в усадьбе Онег».
— Мария, судя по прошедшему сезону, для рахманиновского Онега началась новая глава истории? Что для вас стало отправным моментом?
— Просто у нашей семьи появилась возможность присутствовать в Онеге в тёплое время года буквально 24 на 7. Жить рядом и ухаживать за парком. Природа, погода, дача. Сначала мы хотели обосноваться на крайнем участке в деревне Захарьино, но местные предупредили, что нашими соседями в этом случае вполне могут стать медведи. Пришлось поселиться немного ближе к цивилизации. И наконец-то наши многочисленные гости, друзья из московской и петербургской консерваторий, из Герценовского университета, музыковеды, музыканты, пианисты получили конкретный ответ на вопрос, когда мы их отвезём в Онег. Приезжайте!
— Вместе с супругом вы расчистили от поросли сначала четыре гектара территории усадьбы, потом ещё три. Со стороны выглядит как подвижничество. В чём ваш интерес?
— Это моя юношеская мечта. Мой преподаватель, известный рахманиновед Валерий Васильевич Демидов, нас, юных студентов, возил в летние сезоны в Онег поработать. Это был 2005 год, а в 2009-м я отправилась в усадьбу самостоятельно, но не смогла найти нужный поворот на дороге: всё заросло. В тот год я писала диплом по Рахманинову, а магистерскую диссертацию уже защищала по возрождению усадьбы Онег. В общем, долго этим болела, пока не появилась возможность приехать и начать работать. В прошлом году мы всё же сумели найти памятный знак композитору: пробирались сквозь двухметровую крапиву и бурьян. На месте поняли, что имение нужно срочно спасать.
— Ситуация интересная: с одной стороны, Онег зарос до неприличия, а с другой — у него статус памятника. И без разрешения трогать его нельзя?
— В годы Великой Отечественной войны усадьба погибла, сохранились лишь фундамент дома и территория парка. В советский период Онег восстанавливала Тамара Самсонова, а в 1990-е годы — местный учитель Захарьинской школы Михаил Викторович Вишняков. Парк значится на балансе Музея художественной культуры Новгородской земли. Статус и границы Онег получил благодаря Тамаре Александровне. Это она сказала, что здесь не должно быть совхозов, колхозов, костров, тракторов и пашен, это — заповедник. Если бы не она, ничего бы не сохранилось.
— Вашу инициативу в музее поддержали?
— Когда мы с супругом и трёхмесячной на тот момент дочкой пришли в музей и рассказали о своём желании начать расчистку парка, на нас посмотрели насторожённо, но, к счастью, пошли навстречу. Тем более что мы не проявляли лишней самодеятельности. Наше дело — не глобальные работы: стройка, изменение ландшафта. Мы следим за аккуратностью парка. Оказалось, что если скосить поросль, то она очень быстро восстановится. А вот если выкорчевывать… Мы корчевали. Дочка спала под липами по 4–5 часов. А мы вручную топориками выкорчёвывали сорные деревья, по 200 в день. Звучит страшно, но когда начинаешь трудиться, понимаешь, что при большом желании это возможно. Зато сейчас я с уверенностью могу сказать, что в ближайшие десятилетия парк усадьбы будет в порядке.
— В общем, работа увлекла?
— Очень! Особенно когда обрисовалась старинная въездная аллея, когда увидели план самой усадьбы. Мы разобрались, где — колодец, где — яблоневый сад, где — ещё одна аллея, ведущая к Волхову, стали ориентироваться. Зелёный Онег постепенно стал нам вторым домом. К работе в усадьбе подключился и мой папа: на выходные он тоже с удовольствием приезжал помогать. Дело стало семейным. А потом возникла мысль провести на территории парка концерт.
— И вы решили не откладывать?
— Да! На первом концерте в сентябре 2022 года выступили наши друзья-музыканты, среди них и те, кто помогали в расчистке летом. Музыкальный вечер сложился прекрасно и дал старт проекту «Рахманиновские вечера в усадьбе Онег».
— Казалось бы, музыканты должны беречь руки — рабочий инструмент. А у вас с утра — с лопатами и топориками, вечером — концерт?
— Да, музыканты руки берегут, но в то же время именно профессиональные музыканты — это очень дисциплинированные и трудолюбивые люди. Сцену мы построили за несколько дней, соорудили скамейки. Первый концерт, знаковое событие для усадьбы Онег, стал доброй традицией, ведь спустя полтора столетия здесь впервые зазвучала музыка и были исполнены произведения Сергея Васильевича Рахманинова.
— В итоге всю весну и лето 2023 года в Онеге по выходным звучала прекрасная музыка?
— Новый сезон проекта «Рахманиновские вечера в усадьбе Онег» был открыт 10 мая 2023 года в рамках Международного фестиваля фортепианных дуэтов Spectrum Duo Fest (художественный руководитель — Надежда Медведева). В концерте принимали участие преподаватели и студенты РГПУ имени Герцена. За летний сезон 2023 года в Онеге выступили музыканты из Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Петрозаводска, Великого Новгорода. В июне художник из Санкт-Петербурга Андрей Ерофеев провел со студентами художественного отделения колледжа пленэр. В конце августа в Онеге впервые выступил детский оркестр «Арканджело» из Ленинградской области, а уже 2 сентября состоялся заключительный сольный концерт Ларисы Миняковой (домра) и Алевтины Никитиной (баян) в рамках проекта «Рахманиновские вечера в усадьбе Онег».
— Сейчас Онег погрузился в зимнюю дрёму, а что будет в следующем сезоне?
— Онегу нужен хозяин. Тот, кто на постоянной основе будет заботиться об этом уникальном уголке. Сюда должна вернуться жизнь. Но я сейчас могу отвечать исключительно за нашу деятельность в парке.
— И какие у вас планы?
— Снова включиться в работу в мае. Каким-то образом придать официальный статус нашим «Рахманиновским вечерам». Вокруг Онега должно собраться серьёзное сообщество музыковедов, музыкантов Москвы, Петербурга, Великого Новгорода — коалиция людей, которые понимают ценность этого места для всего мира.
— А что касается дальнейшего благоустройства?
— Перед въездной аллеей прошлой осенью мы начали размещать молодые дубки, которые хаотично растут на территории парка. При расчистке мы их выкапываем и высаживаем в аллею.
В этом году посадили деревца пианист Денис Мацуев, председатель Санкт-Петербургского Рахманиновского общества Людмила Скафтымова, художник Андрей Ерофеев, заведующий кафедрой графики и скульптуры РГПУ им. Герцена Андрей Корольчук, директор художественной школы Выборга Елена Шишкина со своей семьёй.
Под занавес сезона мы восстановили старинный усадебный колодец и построили крепкий деревянный короб над ним. В следующем году восстановим ещё один колодец. Источник расположен в конце въездной аллеи. В планах — найти могилы деда и прадеда Рахманинова. Они находятся левее Онега, в сторону деревни Лобково, которая не сохранилась. Местные старожилы говорят, что там же похоронена и бабушка Рахманинова.
— Но, по версии Валерия Демидова, Софья Бутакова была захоронена на территории Десятинного монастыря?
— Да. И это, в общем-то, логично. У Десятинки стоял её дом, сама она была прихожанкой монастыря. И всё же пожилой житель Захарьина уверяет, что, бегая мальчишками в яблоневый сад, оставшийся после усадьбы, они видели таблички на могилах, в том числе и Софьи Бутаковой. Тем более что супруг её похоронен именно в Онеге.
— То есть это тема для отдельного исследования?
— Разумеется. У нас есть ещё много планов и идей. Всё будем согласовывать, продолжать восстановление Онега и, конечно, дарить музыку.
Теги: Рахманинов, усадьба, Онег, музыка, история