В Великом Новгороде появится первый ресурсный класс для детей с синдромом Дауна. Почему это хорошо?
С начала учебного года автономная некоммерческая организация «Дом Солнца» в Великом Новгороде при поддержке благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» начала работать по проекту «Будущий первоклассник», нацеленному на подготовку к школе детей с синдромом Дауна.
В рамках проекта для 15 детей дошкольного возраста запланировано более 500 занятий по коррекции нежелательного поведения, по развитию социально-бытовых, академических и коммуникационных навыков, а также консультации для родителей.
Обучение подобрано так, чтобы ребёнок не только осваивал академические навыки, но ещё и развивал свой творческий потенциал, воображение, формировал социальные привычки, получил возможность побыть в зоне сенсорной разгрузки и учился строить коммуникацию. А итогом серьёзной подготовки должно стать, в общем-то, простое, но очень важное для «Дома Солнца» событие: уже в сентябре 2024 года подопечные фонда сядут за парты в одной из школ Великого Новгорода, смогут вместе с другими ребятами заниматься на уроках физкультуры, музыки, участвовать в школьных праздниках и продолжать учиться.
Чем хороша такая организация для детей с синдромом Дауна и почему она не менее важна для остальных учеников школы, «НВ» рассказала Юлия НИКОЛАЕВА, основатель АНО «Дом Солнца».
— Юлия, чем важен для новгородского «Дома Солнца» проект «Будущий первоклассник»?
— Тем, что у каждого ребёнка появляется дополнительная возможность получить максимально индивидуальный план подготовки к школе: те, у кого нет проблем с поведенческими навыками, работают над академическими. А кто-то пока ещё учится базовым правилам поведения в обществе. То есть каждый подтягивает своё направление. Отдельная программа пишется для каждого ребёнка. Специалисты отрабатывают её с кураторами.
Мы занимаемся по программе ABA-терапии: в ней основной акцент делается на поведении человека и отсутствующих у него навыках. Они могут быть очень разными. Какой дефицит есть, тем и занимаются.
— Кто стал участниками проекта?
— Ребята, посетители «Дома Солнца» — те, кто по возрасту может идти в следующем году в школу. Найти детей — не проблема. Со специалистами сложнее, но решаемо. В нашем случае преподавателями стали сами родители, которых мы уже второй год обучаем АВА-терапии, методам прикладного анализа поведения. В запасе у «Дома Солнца» три специалиста-терапевта, я в том числе. Одна мама уже даже куратор: это следующая ступень обучения.
— То, что в качестве специалистов выступают сами родители, не мешает обучению?
— Для нас это тоже очень важно и, наоборот, идёт в плюс. АВА-терапия — очень эффективная методика. Особенно для людей с аутизмом. Применение её для детей с синдромом Дауна — новое направление, но тоже весьма успешное. При этом обучение дорогостоящее, сам процесс энергозатратный. Нам было важно найти надёжных специалистов, которые не уйдут внезапно после того, как мы вложим в них время, силы и средства.
— А готовы ли новгородские школы к такому сотрудничеству?
— Это сложный вопрос, но мы готовы к диалогу. Для нас принципиально, чтобы дети, которых мы ведём по пути социализации с самого рождения, начали свой школьный этап жизни в инклюзии (идее о том, что все дети могут и должны учиться в обычном классе, — Прим. ред.) в ресурсном классе. Потому что они действительно готовы к этому.
— Что значит «ресурсный класс»?
— Это значит, что на базе обычной городской школы появится класс для детей с синдромом Дауна. В идеальном случае дети должны зачисляться в обычные классы параллели. При этом они находятся в ресурсной зоне, чтобы обучаться навыкам, а в классы выходят на простые уроки. Но, повторюсь, это идеальная картинка. У нас же пока все дети будут зачислены в один класс. В него войдёт пять учеников, у каждого из них будут тьютор и педагог. Детям будет прописана индивидуальная программа. На какие-то предметы ребята смогут выходить заниматься с другими классами: это может быть музыка, или рисование, или физкультура. И мы хотим, чтобы школа тоже была готова к такому формату. Не просто взяла класс, поместила его отдельно и учила, а чтобы были понимание и посыл от руководства: мы строим инклюзию, и от этого все будут в плюсе.
— На каком этапе вы находитесь сейчас?
— Сейчас мы на этапе выстраивания взаимоотношений. Ищем учебное заведение, которое готово стать частью проекта: это новая история и для города, и для нас. Нам важно бесконфликтно и по-доброму зайти в школу. Хотим комфортно встроиться, рассказать, почему это важно и для обычных детей.
— А почему это важно для обычных детей?
— Потому что все люди разные. Кстати, подростки уже совсем по-другому относятся к внешним различиям, чем мы. Для них нормально ходить с розовыми волосами, чёрными глазами. Для них уже становится нормально видеть особенного человека — со сложным ДЦП или ментальными особенностями. Потому что люди перестали прятаться дома. И это важно. Потому что такое может случиться с каждым из нас, и общество к этому должно быть готово. Более того, скорее всего, у каждого из нас есть какой-нибудь не такой человек. Со своими особенностями развития. И детям нельзя показывать общество идеальных, одинаковых людей. Знакомство и взаимодействие с разными людьми учат детей и доброте, и терпимости, и принятию чужих особенностей. В любом случае, это выращивает здоровое общество.
— Для чего инклюзия детям с синдромом Дауна?
— Наши дети очень восприимчивы. Они многое считывают и повторяют. И для них очень важно иметь пример для подражания. Они очень контактные. Им необходим эмоциональный контакт, и они очень любят общаться. Если говорить грубо, то инклюзия должна обучить их правилам поведения. Если вы хотите взаимодействовать, то нужно это делать по установленным нормам. Например, обниматься можно, но не всегда и не со всеми. Не всегда можно шуметь. В общем, мы не хотим навязать школе непростых детей с возгласом: «Они такие солнечные: нате, любите!».
Мы хотим, чтобы было комфортно всем: и учителям, и детям, и родителям. История будет успешной, если довольными останутся все участники процесса. Инклюзия — это всегда двусторонний процесс.
— Вот дети пошли в первый класс, затем во второй, третий… А что дальше?
— Когда они подрастут, начнётся новая история. Поскольку каждый будет двигаться по индивидуальной программе, не совсем школьной. Но мы заинтересованы в сотрудничестве со школой, в том числе в организации на её базе зоны мастерских, где все ребята, в том числе и с синдромом Дауна, смогут получать необходимые навыки. Мне кажется, что для школы это выгодно.
— То есть каждый следующий шаг для вас — это поиск опоры?
— Да, потому что мы стоим у истоков и нам всё даётся сложнее. А следующим будет легче. Но в любом случае я вижу, что изменения происходят. Постепенно в лучшую сторону меняются даже самые инертные официальные структуры. И это благо для всех.
Теги: Великий Новгород, дом солнца, дети, общество