Нынешний сезон для Новгородского академического театра драмы имени Ф.М. Достоевского — юбилейный: 170 лет артисты поколение за поколением радуют, вдохновляют, воспитывают, удивляют местную публику и гостей Новгородчины, дают надежду, ездят на гастроли, идут в ногу со временем и демонстрируют зрителям их самих — через призму искусства.
В честь юбилейного сезона героями публикаций специальной рубрики станут актёры театра, которые расскажут о своём пути в профессии, особенностях актёрских будней и о том, что происходит за сценой, поделятся театральными байками.
Георгий и Анна-Виктория познакомились, готовясь к спектаклю, а теперь вместе играют на новгородской сцене
Героев второго выпуска спецпроекта сразу двое. Знакомьтесь, актёры Анна-Виктория ВЕНЕВИТИНОВА и Георгий ПЕПЕЛЯЕВ, супруги. По случайному совпадению наш разговор состоялся в годовщину свадьбы ребят. В январе 2023 года артисты расписались в Новгородском загсе, а затем, красивые, счастливые и юные, побежали на репетицию в театр, радушно принявший их в свою труппу.
В нынешнем январе общение актёров и «НВ» прошло дома у пары: квартиру в новостройке молодая семья получила от правительства Новгородской области. За большим деревянным столом, сделанным Георгием, попивая ароматный чай с домашним печеньем (дело рук Анны-Виктории, разумеется), мы поболтали о том, зачем переезжать из Санкт-Петербурга в Великий Новгород, чем частный театр отличается от театра государственного и вообще каково это — жить театром.
— Георгий, в Великий Новгород первым прибыли вы. Быстро приняли это решение?
Г.П.: — Зимой 2022 года в Санкт-Петербурге ещё «бушевал» посткоронавирусный кризис, с работой всё было непросто. Поэтому предложение я воспринял хорошо! Только волновался, как буду жить на два города: Анна-Виктория — там, я — здесь. Когда и её взяли в труппу, стало намного проще. Познакомились мы, кстати, тоже на театральной площадке.
— При этом Анна-Виктория — коренная петербурженка…
А.В.: — У меня была огромная комната в коммуналке, куда въехала ещё прабабушка. После войны, после эвакуации.
— Классический Петербург?
Г.П.: — Скорее Петербург Довлатова. Помните, как у него: коридор оканчивается туалетом?
— Тем не менее Петербург! Как же вам далось решение сменить город, воспетый поэтами, музыкантами, вообще всеми, на Великий Новгород?
А.В.: — Петербург — мой любимый город, и там каждый дом живой. Но мне всегда очень хотелось найти небольшой город, где будет больше природы. Помню, как мы ходили с Гошей по Павловску и мечтали: жить бы в подобном месте и работать в театре. Не прошло и полгода…
— А вообще желание посвятить себя театру откуда взялось?
Г.П.: — У нас в школе был театральный кружок: к 11-му классу я понял, что большую часть времени провожу именно там. Ну и поступил в Российский государственный педагогический университет на театральное направление.
— Был эффект «ожидание — реальность»?
Г.П.: — Уже на первом курсе. Представьте, попасть в такое место, где вы 24 на 7, семь дней в неделю заняты и принадлежите театру, а не себе. Свободного времени нет. Фанатичность присутствует, воспитывается и одобряется. Или ты посвящаешь себя театру полностью, или…
А.В.: — А я мечтала всю жизнь посвятить театру. Сказала об этом родным где-то в девятом классе, ну и мне кричали в ответ: «Где ты будешь жить и на что?» Но в итоге, когда поступила в СПбГУ, родственники меня очень сильно поддерживали.
— Вы уже пробовали себя в разных форматах, на разных театральных и не совсем театральных площадках Петербурга. А как прошло погружение в новгородскую театральную жизнь?
А.В.: — Я глубоко убеждена: если ты хочешь по-настоящему прочувствовать театр, нужно именно углубиться в большой, настоящий театр. Театр — это не только актёры и сцена. Это та самая вешалка, производственные цеха, большая команда, образ жизни. И работа наших костюмеров, гримёра, осветителей, звукорежиссеров и монтировщиков — огромная часть не только театральной, но и твоей жизни.
Г.П.: — Именно в государственном театре ты понимаешь, что это командная работа. В частном театре нередко сам себе подбираешь костюм, гримируешься сам. Такой опыт у нас был. Мы и сейчас всё это умеем, но приятно, когда рядом с тобой есть профессионалы.
А.В.: — Когда всё на профессиональном уровне — это великолепно.
— При этом театр постоянно обращается к разным формам и жанрам?
Г.П.: — Мы не можем диктовать свои условия, когда к нам приезжает работать новый режиссёр. Но мы всякий раз получаем новый полезный опыт. И я очень рад, что от спектакля к спектаклю театр меняется.
А.В.: — У каждого из нас в багаже разная школа, разный опыт. У всех своя точка зрения, и это нормально. Более того, это то, что я очень полюбила в Новгородском театре драмы. Мне кажется, что задача академического театра как раз в том и состоит, чтобы отразить каждую точку зрения. Представить репертуар, в котором каждый найдёт что-то для себя.
— Общаясь с парами, я встречала разные мнения: мы оба занимаемся по жизни одним делом и поэтому отлично понимаем друг друга! Или так: мы работаем в разных сферах, и это здорово, потому что дополняем друг друга…
А.В.: — Я вообще с трудом понимаю, как мы с нашей жизнью в театре могли бы найти кого-то вне театра, если ты постоянно на репетициях. Я рада, что мы с Георгием всегда вместе. И у нас есть возможность заниматься совместным творчеством.
Г.П.: — Например, спектакль «Мечтатель» — наш первый совместный проект. Премьера сентиментального монолога состоялась этой осенью на международном театральном фестивале Достоевского. И мы благодарны организаторам фестиваля за такое доверие. Перед премьерой мы сформулировали идею так: «Это спектакль о том, что Петербург не принадлежит только Достоевскому, но и Гоголю, Андрею Белому, людям XIX столетия и молодым мечтателям XXI века. А белые ночи — время для надежд, страданий и тайн». Надеюсь, у нас будет возможность ещё раз показать моноспектакль зрителям.
А.В.: — На старте я не знала, что у нас получится в итоге. Или мы поубиваем друг друга, или выйдет что-то стоящее. Как минимум не поубивали… Для того чтобы лучше понять свою героиню, я рисовала дом Настеньки. Представляла, как она живёт. Вообще, работая с ролью, я пытаюсь представить, какую музыку слушает героиня, где любит проводить время, и, конечно, рисую. Такой вот метод. А Гоша смеётся…
— А что об этом говорят старшие коллеги?
А.В.: — А вот они как раз говорят, что я правильно делаю. Поддерживают. Вообще работать в одной труппе с серьёзными актёрами очень интересно и полезно. Хочется впитать побольше, научиться их мастерству. Получить ценные комментарии в гримёрке. Приятно идти на работу, когда там тебя ждут профессионалы и интересный, огромный мир.