О сложном, но красивом ремесле рассказывает новгородский кукольный мастер
Скульптором, художником, стилистом, декоратором, визажистом, парикмахером, портным, сапожником, фотографом и Бог знает кем ещё надо быть человеку, чтобы по праву называть себя кукольным мастером. А ещё нужно постоянно следить за появлением новых материалов для изготовления кукол, посещать десятки специализированных выставок самого разного масштаба, с нуля сочинять всё новых и новых героев, вкладывать в каждого частичку собственного я, а затем подыскивать им новый дом и неизбежно расставаться. На вопрос, ради чего это делается, всякий мастер ответит по-своему. Да и ответит ли?
О секретах и особенностях кукольного ремесла «НВ» рассказала новгородка Ольга КОРОБКА, начавшая свой путь в нём в 2011 году.
— Ольга, мне кажется, такую профессию не выбирают случайно?
— Пожалуй. И мне с детства было интересно всё, связанное с художественным образованием. В НовГУ поступила на ХиПОМ, хотела заниматься скульптурой, керамикой. К моменту определения специализации нам не нашли подходящего педагога. Так я выбрала художественную обработку материалов. Выпустилась инженером-технологом. А потом увидела шарнирную куклу у одной очень известной кукольницы и подумала: это то, что нужно. Дальше — сказочное везение. Поучить своему делу новичков решила Надежда Соколова, не просто отличный новгородский мастер, но и великолепный педагог. В её мастерской мы провели два года. Очень многое из того, что я сейчас несу в себе и передаю своим ученикам, — это как раз Надина заслуга.
— Со стороны кажется, что мир кукол — бескрайний океан. Как вы нашли в этом многообразии себя?
— Начать надо с того, что всерьёз кукольный мир в России стал развиваться совсем недавно — с конца 1990-х. Раньше что-то, конечно, было, но точечно. А вот как отдельному направлению в культуре художественной кукле всего 30 лет. Я, кстати, в силу характера не выбрала что-то одно. Как только я осваиваю какую-то технику, мне хочется пробовать ещё и ещё. Я экспериментатор и человек, который никогда не останавливается. Сейчас в моей коллекции знаний — статичная, художественная, шарнирная, будуарная куклы. Всё это я преподаю в онлайн-школе по шарнирной кукле и на живых мастер-классах в Великом Новгороде.
— Вопрос как раз про монетизацию хобби. Очевидно, что создание авторской куклы — очень недешёвое удовольствие и требует постоянных вливаний.
— Когда я делала первые шаги в кукольный мир, моя наставница сказала, что у кукольников только два пути: или у тебя очень богатая семья, или ты будешь продавать свои работы. Других вариантов нет. При изготовлении кукол принято использовать самые дорогие и новые материалы, всё лучшее, что можешь найти: профессиональные пластичные массы для лепки, качественный шёлк, лучший бисер. Кроме того, если ты делаешь «в шкаф», то есть оформляешь экспозицию у себя же дома, то постепенно замыкаешься и перестаёшь расти. Нужно выходить в люди со своими работами. На первую кукольную выставку я попала буквально через полгода учёбы и сразу окунулась в дружескую среду. Казалось, что наши куклы уже очень хороши, но мы были ещё зелёные и, конечно, ничего не продали. Зато получили много тёплых слов, мудрых советов и поддержки. С тех пор я постоянно езжу по самым разным выставкам, и мои работы находят своих хозяев.
— А у вас есть своя домашняя коллекция?
— Коллекции нет, есть минимум кукол. Посещая множество выставок, становишься всё более и более притязательным, крайне редко хочется что-то приобрести для себя. Запоминаю и вдохновляюсь глазами. А дома стараюсь, чтобы куклы не захватили всё жилое пространство: у меня должны быть зона отдыха и уголок для работы с куклами, которой я ежедневно уделяю значительную часть времени.
— А коллеги по цеху? Существует новгородский кружок?
— Кукольные мастера в Великом Новгороде есть. Их даже немало. И мне нравится идея создания какого-то сообщества. Но сейчас мы общаемся только на выставках и в профессиональных чатах онлайн. Конечно, было бы здорово влиться в культурную среду города. Но пока такая возможность есть не у всех. Да и площадки для регулярной демонстрации наших работ не имеется.
Куклы мастерицы Ольги находятся в частных коллекциях России и за рубежом: в Беларуси, Испании, Китае.
* * *
В начале марта на площадке творческой студии «АртЛокация» состоялся первый показ кукольного спектакля-сказки «Кто живёт в темноте» театральной студии «Дети и куклы».
Особенность проекта в том, что актёрами, кукольными мастерами, создателями сценария и декораций были дети. Кукольный мир волшебного леса творческие юные новгородцы создавали под чутким руководством взрослых. Кукол для проекта ребята сочиняли вместе с Ольгой.
— Я уже говорила, что меня привлекают новые вызовы. Поэтому в работу по созданию декораций и героев к кукольному спектаклю я включилась сразу. В процессе оказалось, что дети схватывают буквально на лету. Для них и для меня это была возможность погрузиться в творчество, поработать в команде, освоить новые навыки и прокачать эмоциональный интеллект, — пояснила кукольный мастер.
После обкатки спектакля команда проекта будет рассказывать новгородцам историю о том, кто живёт в темноте.
— В детстве я очень любила жвачки. Но это не значит, что я их жевала каждый день. Кто вырос в 1990-х, знает, что для большинства детей жвачка была дефицитом.
Иногда папа ездил в Москву в командировки и привозил нам по заветной пачке. И мы жевали их всем двором. Нет, не упаковку, а одну — по кругу.
И эта девочка, которая много мечтала, любила сладости, играла во дворе в казаки-разбойники, дралась с мальчишками и прятала в песке «секретики», до сих пор живёт во мне. Я балую её жвачкой — любой, какую попросит, и разрешаю ей ни с кем не делиться. А еще исполняю все её мечты.
Взамен она дарит мне лёгкость бытия, любовь к творчеству и возможность быть собой. И когда я разрешаю творить ей, получаются вот такие работы. Кукла «Лёля. Хуба-буба» стала финалистом международного конкурса «АртКухня», — рассказала Ольга.