Воскресенье, 01 сентября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Мария Клапатнюк

Адвокат своей роли

Самой противоречивой Светлана Сабаева считает роль Цветаевой в одноимённом спектакле.

Самой противоречивой Светлана Сабаева считает роль Цветаевой в одноимённом спектакле.

Фото: из архива Новгородского театра драмы

Путь к новым персонажам актриса Сабаева всякий раз нащупывает с нуля

Актрису Светлану САБАЕВУ новгородский зритель знает и любит за яркие роли, за энергию и темперамент, за голос, за то, что на сцене она разная и неповторимая, но при этом всегда близкая и своя.

Складывалось так или иначе, но в каждом из предыдущих театров артистка работала не более пяти лет, а вот на сцену Новгородского академического выходит уже все десять. Чем пришёлся по душе древний город, почему после роли необходимо «обнуляться» и для чего быть адвокатом своего персонажа, Светлана рассказала «НВ».

Светлана, в Великий Новгород вы приехали уже с солидным профессиональным багажом?

— Моим первым театром стал Луганский академический украинский музыкально-драматический. Там были оркестр, балет, занятия вокалом, там из молодых актёров «вытаскивали» всё, на что они способны, раскрывали и использовали весь потенциал. Очень хорошая практика, прекрасный коллектив. Но в 1990-е годы после пяти лет работы в связи с тяжёлым материальным положением сразу несколько актёров труппы, я в том числе, приняли решение поехать в Россию. В московском театре «Каскадёр» я служила тоже около пяти лет: там были ростовые куклы, а я играла живьём. Потом ушла в декрет и вышла из него снова в Луганск, но уже в Русский драматический имени Луспекаева.

Потому что?..

— Там специфика была совсем другая. Музыкально-драматический — мощный своими масштабными постановками: бои на мечах, вокал, хореография, очень хорошая школа. А в Русском драматическом я углубилась в нашу классику, работать стало гораздо интереснее. Там я научилась копаться в роли, держать четыре плана, раскрылась с совершенно другой стороны. Было здорово. Но в 2014 году, когда начались боевые действия, я переехала в Великий Новгород. 

То есть у нас вы уже 10 лет!

— Да, получается, задержалась! Здесь нас приняли хорошо, на первых порах помогали чем могли, вплоть до тёплой одежды. В новгородском театре мне очень понравилась труппа: разносторонняя как нигде. Нет одинаковых типажей. У меня как у новичка какое-то время не было возможности полностью раскрыть себя, показать то, что я умею. Сначала были эпизодические роли.

Это удел всякого нового актёра в труппе?

— Сейчас — точно нет. Сейчас в труппу приходит молодёжь и, к моему огромному удивлению, сразу получает серьёзные роли. В Луганске практика была такая: испытательный срок, потом — небольшая роль, потом уже могут дать серьёзную работу. А в Великом Новгороде у молодёжи есть возможность для отличного старта. 

И молодёжь справляется?

— С одной стороны, для них это большой стресс, а для театра большие риски. А с другой — актёр в таких условиях быстро растёт, развитие колоссальное.

Как лично вам работается с разными режиссёрами? 

— В большом разнообразии приглашённых режиссёров я вижу очевидный плюс. Во всяком случае, для меня. С новым режиссёром каждый раз происходит что-то новое. И он видит тебя иначе, чем предшественник. Для кого-то ты Золушка, а для кого-то — характерная Кирьянова. А иногда Эллочка-людоедочка. Но при всём этом наша труппа очень ждёт главрежа, который будет её вести.

А как же разнообразие?

— Точно так же. Главный режиссёр театра, зная труппу, тоже может и должен приглашать других режиссёров, чтобы его особый почерк не отпечатывался на актёрах.

С каждым режиссёром ты находишь что-то новое в себе. Чем больше режиссёров, тем лучше для актёров. Для того чтобы не было штампов, я со временем научилась себя обнулять после роли.

Это как и для чего?

— Поначалу сложно. Но необходимо. Чтобы работа над следующими ролями шла всерьёз, а не так: с такой-то полочки берём приём № 345, он тут подойдёт! Работать нужно по-живому, потихонечку, каждый раз что-то нащупывать. 

Ну вот, например, иммерсивный спектакль «Рейвенскрофт» от Ярослава Шевалдова, очень нетипичный для Великого Новгорода. У вас там роль недалёкой горничной Долли. Как нащупывали? 

— За свои 27 лет актёрской практики я в таком формате работала впервые. Для нас это было открытие. А как это вообще: зритель на сцене вместе с нами. Мы должны с ним общаться. 

При этом зрителю тоже в новинку, он тоже испытывает некий дискомфорт!

— Конечно, каждый из нас знает, что такое иммерсивный спектакль. Но сами мы практиковали это впервые! И знаете, это очень страшно. Но это прекрасный опыт. У тебя нет возможности спрятаться ни за партнёрами, ни за реквизитом. Когда ты играешь со сцены — это один посыл, а тут более киношный, естественный вариант. 

А теперь Ярослав Шевалдов предложил совершенно другой спектакль. Почти мюзикл — «Двенадцать стульев». Он такой быстрый, яркий, стремительный, что непонятно, как и кто там работает.

— За эту работу театральным цехам нужно поставить памятник! Они возили декорации, загружали, собирали-разбирали. Оркестр записал фонограммы, Ярослав написал текст песен. И песни эти, надо сказать, ложатся на ухо!

Вы сказали, что обнуляете роль, чтобы не переносить штампы, а в «Двенадцати стульях» у большинства актёров сразу по нескольку ролей. Как быть тут?

— Настроиться и переключиться — не самая большая проблема. Самое сложное — найти этот образ. Прочувствовать его внутри. На старте я не представляла, как играть старуху Петухову. Самых разных бабушек, конечно, уже переиграла, но то было в сказках. А здесь всё-таки жанр. Надо сделать так, чтобы история была гротескной, а не комичной клоунадой. Этот момент нужно было поймать и ощутить. В итоге я нащупала образ, мне понравилась эта роль. 

А как это выглядело чисто технически? Вот вы — мадам Петухова в рюшах и чепце, а здесь — Эллочка в перьях и боа?

— Я не зря говорю, что наши цеха заслуживают памятника при жизни! Они умудряются сделать всё. Вот у меня по ходу спектакля девять переодеваний. При этом я не одна такая. А наша костюмер Татьяна Щеглова успевает переодеть всех. Гримёр Марина Мысливец помогает с париками и так далее. В итоге всё складывается

Что ближе вам? Вы и Марина Цветаева, и Эллочка, и глупышка Долли из народа, и Долли Облонская.

— Вот интересно, что раньше я себя ассоциировала с характерными ролями, никогда не играла героинь. Режиссёры замечали мой темперамент и эмоциональность и отдавали мне характерные роли. А в Великом Новгороде я стала играть героинь: значит, рассмотрели с другого ракурса. 

И как ощущения?

— Когда роль ложится на темперамент, её можно сыграть с кондачка. Но не факт, что зритель воспримет эту роль как твою лучшую. А есть роли, которые ты вынашиваешь в муках, борешься со страхами, ищешь новые моменты, и, как ни странно, находишь прообразы.

Когда у тебя получается роль на сопротивление, она становится тебе самой близкой и самой дорогой. Такие роли заходят и зрителям.

Какие роли для вас были на сопротивление?

— В биографии Цветаевой были моменты, которые мне не близки. Было очень сложно их понять. Я человек с жёсткими принципами, который себя ограничивает. А Марина была свободной, с другой философией. Готовая влюбляться, много раз и каждый раз искренне. Чтобы всё это сыграть, нужно было себе это объяснить. Стать адвокатом своей роли. И я стала. И нашла. Сказала себе, что людям творческим нужно вдохновение. И для того чтобы его питать, нужны все эти влюблённости. А иначе она не может писать. Сама Цветаева о себе говорила: писать перестала — и быть перестала. 

Вы чем кормите своё вдохновение? 

— Ну вот, например, третье лето подряд участвую в проекте «Новгородское лето». Учу тому, что умею, — провожу мастер-классы по актёрскому мастерству. В Луганске с нами проводили массу тренингов, всё, что помогало и раскрепощало, я впитывала и увезла с собой. А здесь, в Новгороде, готовлю уже свои собственные программы, для конкретных коллективов, под конкретные запросы. И это работает. Когда я вижу, как люди раскрепощаются, меняются, конечно, испытываю вдохновение от своей работы и получаю силы, чтобы двигаться вперёд.

Теги: Светлана Сабаева, театр драмы, Великий Новгород, спектакли, культура

РЕКЛАМА

Еще статьи

Вера Николаевна из «Гранатового браслета» — одна из любимых ролей Юлии.

Героиня «с новгородским лицом»

Актриса Юлия Фролова гордится своей родословной и мечтает о роли Марфы Посадницы

28.08.2024 | Собеседник

На новгородской сцене Маргарита примеряет самые разные образы.

Маргарита и классики

Из Петербурга в Великий Новгород молодая актриса приехала, чтобы играть свободно

14.08.2024 | Собеседник

Театр во многом близок к Церкви, уверен Вячеслав Кормильцев.

Путешественник по времени

Энергию для своей кипучей деятельности актёр Кормильцев черпает в себе самом и верит, что этот источник не иссякнет

26.06.2024 | Собеседник

Сергей Брюн: «Второй такой тихий, провинциальный век, каким был век XIX, Новгороду, я надеюсь, уже не грозит».

Какая мы столица

Или почему пришло время исправить ошибку Николая I

19.06.2024 | Собеседник

За все фестивали я частенько видел, как писатель, который сначала выглядел зажатым, таким букой, через пару лет, съездив штук на 20 фестивалей по всей стране, превращался в натуральную рок-звезду. Это хорошо и правильно. Тема «Как фестиваль меняет город и меняется сам» меня очень занимает.

«Споткнуться о роман»

Зачем директор Ассоциации книжных фестивалей Михаил ФАУСТОВ летом всех «выгоняет» на улицу?

19.06.2024 | Собеседник

Быть готовым жить

Почему политология — это не про «поговорить», а про «создать»

11.06.2024 | Собеседник

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 28.08.2024 года

РЕКЛАМА