Вторник, 08 июля 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Мария Клапатнюк

Слово Мечтателям

Молодёжный театр «Кафтан» перенёс на Новгородчину частичку «Белых ночей» Достоевского

В багаже творческого тандема уже несколько камерных спектаклей.

В багаже творческого тандема уже несколько камерных спектаклей.

Фото: сообщества «Музеи Ф.М. Достоевского в Старой Руссе»

Молодёжный театр «Кафтан» перенёс на Новгородчину частичку «Белых ночей» Достоевского

Сентиментальный монолог «Мечтатель» Новгородского театра драмы имени Достоевского стал одним из участников Международного фестиваля театральных искусств минувшей осенью. Осень и Достоевский для театралов Новгородчины давно образовали крепкий дуэт. Но в июне, когда ночь на Северо-Западе — скорее условность, чем реальность, моноспектакль, созданный по мотивам повести «Белые ночи», вновь вернулся к зрителю: постановка стала частью проекта «Вечера у Карамазовых» Новгородского музея-заповедника.

На этот раз история неслучившейся любви Настеньки и Мечтателя развернулась во дворе музея романа «Братья Карамазовы» в Старой Руссе и в атмосфере летнего вечера обрела новое звучание. Создатели проекта обещают, что показ в городе-курорте будет не единственным. А накануне режиссёр спектакля Георгий ПЕПЕЛЯЕВ и актриса Анна-Виктория ВЕНЕВИТИНОВА рассказали «НВ», почему их увлекла ранняя повесть Достоевского, поделились личным взглядом на творчество классика, а ещё представили собственный новый театр «Кафтан».

В чём заключается ваш интерес к «Белым ночам»?

Г.П.: Наш моноспектакль построен не только на повести «Белые ночи», но и на цикле «Петербургских записок» Фёдора Михайловича, это его статьи для газет. И у него была идея написать роман «Мечтатель». Мне кажется важным и интересным, что Достоевский, по собственному своему признанию, разработал новый типаж литературного героя. В школе его не проходят, о нём мало кто знает. Это как раз типаж Мечтателя. Русского мечтателя.

Тогда почему, на ваш взгляд, этот типаж не стал популярным или хотя бы известным?

Г.П.: Потому, что автор не успел всё это додумать и развить. Те же «Белые ночи» он переписывал три раза за жизнь. И мы, конечно, знакомы с последним вариантом. Он написал их в молодом для себя возрасте. «Белые ночи» – это конец раннего периода творчества Достоевского. При этом в его бумагах есть и план романа «Мечтатель». В нём буквально намечены отрывочные фразы по главам. Некоторые из этих фраз есть и в нашем спектакле.

То есть вы решили вывести Мечтателя как типаж на сцену и познакомить с ним публику?

Г.П.: Мне самому лично интересен типаж русского Мечтателя. Я пытался развить эту тему, немножко продолжая Достоевского. Какие-то моменты мы с Анной-Викторией додумали и доработали. К тому же мы делаем историю про современного Мечтателя.

А.-В.В.: Мне кажется, что Георгий увидел во мне некоторые свойства Мечтателя. К этому прибавилось желание поработать над материалом Достоевского. У нас Мечтателем выступает сама Настенька. И это принципиальная деталь, отличающая спектакль от других взглядов на «Белые ночи». Мне это произведение очень близко и понятно: Петербург – мой родной город. Всё, о чём писал Достоевский, кажется мне естественным, как воздух. Все ситуации легко визуализируются, поскольку всё близкое и дорогое.

Фёдор Михайлович не изменил себе. Вся лиричность и нежность повести в итоге оканчивается одиночеством. Не хотелось ли вам вмешаться в сюжет?

Г.П.: Многие думают, что Достоевский — тяжёлый, серьёзный автор. Это так, но… Он и очень ироничный, у него есть свой юмор. Юмор Достоевского сложно понять. И всё же, мне кажется, что «Белые ночи» – самое юморное его произведение. В нём автор высмеивает современников. Всё начинается с эпиграфа – строчек из стихотворения Тургенева «Цветок». Достоевский стихи переврал и, конечно, не случайно. Ведь над идеями Тургенева он подтрунивал… В общем, тонкий, вкусный юмор, который надо распробовать и с которым как раз хорошо помогает театр. Он даёт возможность подсветить важные моменты.

«Мечтатель» – это ваша первая работа, созданная отдельно от театра драмы, в котором вы служите?

Г.П.: Но уже не единственная. Более того, наш тандем разросся в театр. Не так давно, в мае, мы играли спектакль «Зачем любить… Зачем страдать» к 170-летию Антона Чехова на одной из городских культурных площадок. Я в нём и режиссёр, и актёр. Мы работаем с Анной-Викторией и коллегой Денисом Котыковым. У нашего проекта уже есть осязаемое имя — молодёжный театр «Кафтан». Название так или иначе связано и с Великим Новгородом, и с театральным искусством. Мы существуем на основе творческого объединения. Выступаем на разных творческих площадках, нас можно приглашать в гости: в общем, настоящий бродячий театр без постоянной сцены.

Зато с кафтаном! «Мечтатель» был впервые показан на фестивале театральных искусств. Зритель принял ваш взгляд на классика?

А.-В.В.: Спектакль восприняли очень тепло, хотя волнение было сильным. Ведь это же моноспектакль. Я очень люблю работать с партнёрами. А тут ты сам себе партнёр. В этом спектакле одной из самых главных опор для меня стала музыка. Звуки спектакля лично у меня очень ассоциируются с Петербургом. И вообще, как мне кажется, спектакль ценен уникальной петербургской атмосферой – не помпезной его стороной, а той скрытой частью, из которой и вырастает Мечтатель. Сам автор писал: «...есть в Петербурге довольно странные уголки. В эти места как будто не заглядывает то же солнце, которое светит для всех петербургских людей, а заглядывает какое-то другое, новое…» Создавая атмосферу белых ночей, мы опирались и на одноимённый фильм Лукино Висконти с Жаном Маре в роли Возлюбленного Настеньки. В нашем «Мечтателе» звучат песни на итальянском, слышна итальянская молитва. По-моему, всё очень хорошо срифмовалось.

Как спектакль и «Кафтан» в целом будут жить дальше?

А.-В.В.: Спектакль у нас такой, что с ним можно хоть весь мир объездить, был бы спрос. Он и построен как мобильный. Так что, если нас захотят пригласить, мы легко приедем и представим.

В Великом Новгороде до сентября гремит «Новгородское лето», а «Мечтатель» пока что был показан только в Руссе. Возможно, это знак?

А.-В.В.: Мы с Георгием любим историю менее масштабную, более душевную, камерную. Нам такой формат очень близок. Сегодня вокруг много громкого и яркого. Но иногда хочется чего-то совсем небольшого и близкого.

Г.П.: Для летних показов «Мечтателя» мы внимательно отбирали площадку в Старой Руссе. Моноспектакль под открытым небом — не такая частая история. Но со своим шармом. В этом ключе планируем развивать и наш театр: надеюсь, зритель действительно примет этот необычный проект. Он сложный, но тем интереснее.

«Послушайте, зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него?» И сейчас, когда за окном знаменитые Белые ночи, на вечные вопросы, заданные более века назад Фёдором Достоевским, пытаются найти ответ молодые артисты – Георгий Пепеляев, он же режиссёр-постановщик, и Анна-Виктория Веневитинова, актриса, которой предстоит сыграть их общий моноспектакль «Мечтатель». Постановка необычна: в ней звучит эхо старого Петербурга, мелькает чёрно-белое кино, а порой даже приглашают на экскурсию по рекам и каналам. От того известная многим зрителям история, случившаяся с Настенькой из домика с мезонином и Мечтателем, звучит по-новому. Тем не менее суть остаётся прежней, вопросы – вечными, а ночи – белыми.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Павел ГАЛЬЧЕНКО: «Воин всегда сильнее торгаша»

Павел ГАЛЬЧЕНКО: «Воин всегда сильнее торгаша»

О том, как Бес выгонял его из города, а также о Ленине, СВО и планах на десятилетку

30.04.2025 | Собеседник

Прошлое ещё впереди

Прошлое ещё впереди

В честь своего юбилея новгородский «Малый» покажет себя новым

26.03.2025 | Собеседник

Индийский ритм

Индийский ритм

Как новгородский музыкант искал и находил общее между Севером и Югом

19.03.2025 | Собеседник

Лёня и чудо

Лёня и чудо

Новгородский театр драмы встретит весну камерным спектаклем о любви, сказке и силе духа

26.02.2025 | Собеседник

Есть гипотеза

Есть гипотеза

Разговор о познании музыки эмпирическим методом

19.02.2025 | Собеседник

Давайте, товарищи, по существу

Давайте, товарищи, по существу

Игорь КУЗЬМИН, секретарь Ленинского райкома КПСС, — о времени и о себе

11.12.2024 | Собеседник

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 02.07.2025 года

РЕКЛАМА