Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Анна Мельникова

Яркие впечатления от цифры

Ученики социального предпринимателя разработали мультимедийные приложения для новгородского музея

Антон Гузеев убеждён, что в обучении ребёнка важную роль играют положительные эмоции.

Антон Гузеев убеждён, что в обучении ребёнка важную роль играют положительные эмоции.

Фото: из архива Антона ГУЗЕЕВА

В Музее художественной культуры Новгородской земли не так давно состоялось весьма нетривиальное событие. Команда из девяти юных программистов в возрасте от 12 до 15 лет подготовила программное обеспечение для его мультимедийных экранов.

Над приложением работали ученики новгородской школы международного проекта программирования и цифрового творчества для детей KIBERone. В областном центре она появилась четыре года назад благодаря социальному предпринимателю Антону ГУЗЕЕВУ. Мало кто знает, что он внук Александра Ивановича Гузеева, заслуженного врача РФ, воспитавшего плеяду блестящих хирургов, почётного гражданина Великого Новгорода.

«НВ» поговорили с Антоном Дмитриевичем, как пришла идея сотрудничества с музеем, какого подхода он придерживается в обучении, а также о значении технологических предпринимателей.

Антон Дмитриевич, и всё же первый вопрос: почему не пошли по стопам дедушки и откуда у вас увлечение IT-технологиями?

— Для меня дедушка всегда был примером человека, преданного своей профессии. В детстве я не мечтал о том, чтобы связать свою жизнь с медициной. Поскольку тогда мне казалось, что труд врача, путь, который нужно пройти в этой профессии, очень тяжелы. Впрочем, став взрослым, я понял, что любой путь, где ставится большая цель, непрост. В школе мне нравились физика, математика. Интерес к точным наукам подпитывал компьютер. Я из того первого поколения российских школьников, когда компьютеры и Интернет стали доступны. Посвящал много свободного времени компьютерным играм. И до сих пор считаю, что они развивают детей. Но в них, как и во многом другом, нужно знать меру.

А с чего начинали карьеру?

— Я получил техническую специальность, работал инженером в крупных компаниях по созданию цифровых продуктов. Окончил Высшую школу экономики. И старался мыслить себя не только в рамках найма, которому, кстати, отдал около 15 лет жизни. Мне хотелось создать своё собственное дело, поэтому постоянно анализировал какие-то бизнес-идеи, что будет наиболее востребовано на рынке не на 1,5 года, а на долгое время, анализировал новые направления в сфере IT-бизнеса. Но вместе с тем мне хотелось, чтобы моя предпринимательская деятельность стала ещё и миссией, то есть была полезна, приносила в мир позитивные изменения, транслировалась.

Что вас подтолкнуло к собственному бизнесу?

— Лучше всего у меня получается быть предпринимателем. По большому счёту в выходе из найма был холодный расчёт. Но всё же в нём присутствовала эмоциональная составляющая. Для меня самые важные мотивации в работе — это признание и развитие. Предприниматель — это человек, который постоянно должен думать о развитии. Если его нет, то я начинаю эмоционально проседать. И в найме для меня такая ситуация однажды произошла. Практически каждый год я получал повышение, у меня было какое-то достижение, и это давало мне мотивацию. Но в какой-то момент это всё прекратилось. И меня начали осаждать мысли: а что я здесь делаю, мой труд не ценят.

Почему решили открыть именно кибершколу для детей?

— Во-первых, это хороший тренд, во-вторых, данная финансовая модель позволяет получать прибыль, в-третьих, я многодетный отец, которому нравится заниматься с детьми. Однако к созданию IT-школы для детей необходимо подходить серьёзно. Многие в этой бизнес-сфере считают, что достаточно, чтобы ребёнок был просто занят, продуктивно проводил время. В итоге в их деле нет миссии, чтобы воспитать или хорошего специалиста, или предпринимателя. Родителям своих учеников я объясняю, к какой цели мы движемся, каких результатов достигнем через год, пятилетку. И я лично вижу задачу школы в том, чтобы как минимум подготовить для региона технологических предпринимателей.

А кому принадлежит инициатива помочь музею с цифровым контентом?

— Идея выйти с предложением к музею о сотрудничестве родилась в школе. Я и коллектив преподавателей видели, что ребята, отучившиеся у нас 3–4 года, готовы к сложным проектным работам. Так сошлись обстоятельства, что руководитель старшей группы наших воспитанников во время учёбы в университете делал диплом по Десятинному монастырю, на территории которого сейчас располагается музей. У него остались контакты сотрудников. И наше приложение, посвящённое истории монастыря, памятника архитектуры XIV–XIX веков, которое даёт возможность увидеть трёхмерную модель утраченного храма Рождества Богородицы, стало логичным продолжением его диплома. Кроме того, ребята сделали мультимедийное приложение «Художникам-фронтовикам посвящается», которое позволит посетителям музея познакомиться с творчеством известных новгородских художников-фронтовиков. И хотя не было жёсткого дедлайна, с заданием они справились достаточно быстро — за два месяца. Оба проекта школа сделала безвозмездно. Но мне было важно, чтобы мои ученики получили за свою работу публичное признание.

Будет ли продолжение?

— Ещё во время проведения презентации в музее коллеги из областного минкульта сказали, что необходимо масштабировать историю наполнения новгородских объектов культуры и туризма цифровым контентом. Даже несколько обидно, что в нашем регионе с богатым культурным наследием, набирающим популярность у туристов, мультимедийное оборудование используется недостаточно. Цифра способна вызвать яркие впечатления. И теперь уже Музей художественной культуры вышел к нам с инициативой, чтобы ученики школы помогли разработать софт для его системы из нескольких проекторов. Появилась идея сделать приложение виртуальных экскурсий по новгородским монастырям. Собираемся участвовать в конкурсе на получение гранта, чтобы можно было нивелировать часть расходов. Но даже если не удастся выиграть грант, будем реализовывать проект за свой счёт.

Ваши ученики способны справиться с любой поставленной музейщиками задачей?

— Основное ограничение — это временной ресурс. И возможно, фантазия. Не буду говорить, что воспитанники школы умеют всё, но они умеют многое. Над приложением для сложного объёмного проекта они работают командой, разбивая его на части, подключают искусственный интеллект. Студия нашей школы технически хорошо обеспечена. Поэтому глупо не использовать такой потенциал. Но выйти мы можем только на те площадки, где уже имеется мультимедийное оборудование.

Какие цели ставите на ближайшее будущее для своей школы?

— В настоящее время я и моя команда преподавателей трансформируем школу в проектную лабораторию, чтобы давать нашим ученикам не только технические знания и навыки, но и умение готовить собственные стартапы. Тогда они не будут бояться в будущем открывать бизнес, становиться технологическими предпринимателями. Задача эта — достаточная сложная. Чтобы приступить к её реализации, мы ждали несколько лет, поскольку нужно было, чтобы наши ученики повзрослели. А сейчас, когда им по 12–14 лет, они уже много чего умеют в программировании. Подберём пул проектов, которые будут реализованы с помощью их сил в течение года. Работая с чужими кейсами, они получат опыт для решения своих.

Почему выбрали это направление?

— В стране недостаточно технологических предпринимателей, а именно они способны обеспечить государству технический суверенитет.

Девиз KIBERone — «Ни одна нейросеть не заменит тебя». А какой смысл вы вкладываете в это выражение?

— Сейчас широко транслируется мнение, что, мол, из-за искусственного интеллекта многие лишатся работы. Возможно, функционал какого-то одного конкретного линейного сотрудника нейросеть и трансформирует. Она способна упростить процессы, но всё же остаётся инструментом. Самая надёжная передача знаний — классическая, от человека к человеку, где важную роль играет личный пример учителя. Человек — существо эмоциональное, а именно через положительные эмоции любой ребёнок лучше учится. На самых первых занятиях преподаватели школы говорят детям о том, что не надо бояться ошибок. Такая боязнь ставит ограничения, человек не развивается, что ведёт к его скучному существованию. Программирование как раз и показывает, что ошибаться — это нормально. Нельзя написать с первого раза программу без ошибки.

В какие моменты испытываете профессиональное удовлетворение?

— Раз в полгода в школе, а её филиал действует и в Боровичах, проводятся открытые уроки. На них ученики презентуют свои проекты. Приглашаются на выступления и родители. Я тоже присутствую, чтобы посмотреть, как справились преподаватели, на реакцию мам и пап. И когда я вижу, как ребёнок, который ещё не так давно имел смутные представления о программировании, уверенно демонстрирует свои знания, умение говорить, понимает то, о чём он говорит, конечно, я испытываю гордость. Правда, сами родители не всегда понимают, о чём говорят дети. Но тогда в последующем корректируем нашу внутреннюю работу, чтобы максимально доносить до них информацию.

В 2022 году Антон Гузеев получил грант от регионального министерства инвестиционной политики в размере 500 тысяч рублей на покупку оборудования для своей школы. Поддержка социального предпринимательства в Новгородской области осуществляется в рамках президентского нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика».

Юлия ТИМОФЕЕВА, министр культуры и туризма Новгородской области:

— Хочу выразить искреннюю благодарность команде музея и всей молодой команде кибершколы за смелость, готовность к экспериментам и огромную любовь к истории нашей новгородской земли. Уверена, что этот проект станет успешным пилотом и моделью для тиражирования в других музеях региона.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Особо важные дела

Особо важные дела

Новгородцев, перепутавших службу и дружбу, продолжают находить и наказывать

03.12.2025 | Собеседник

Я справляюсь!

Я справляюсь!

О двух семьях и любимой профессии рассказывает актриса, режиссёр и мама Людмила ПАВЛЕНКО

26.11.2025 | Собеседник

«Всё в этой жизни делают люди. Какие люди, такие и дела»

«Всё в этой жизни делают люди. Какие люди, такие и дела»

Этот афоризм придумала первый новгородский омбудсмен Галина Матвеева

12.11.2025 | Собеседник

За Полярной звездой

За Полярной звездой

Каждый год жительница Мурманска Мария КОЧЕГАРОВА, возвратившись из очередного рейса на атомном ледоколе, едет в Демянск, чтобы принять участие в работе поискового отряда

12.11.2025 | Собеседник

Полвека с Достоевским

Полвека с Достоевским

и новая книга профессора Виктора Дудкина к собственному 85-летию

12.11.2025 | Собеседник

«Числюсь по России»

«Числюсь по России»

Про роман с литературой новгородского москвича Романа Сорокина

06.11.2025 | Собеседник

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА