В начале октября, работая с отрядом «Демянск» у деревни Цемена, в обнаруженном санитарном захоронении Мария подняла орден Боевого Красного Знамени, и сейчас военные историки устанавливают факты службы орденоносца.
— Это первая награда, найденная мною за всё то время, что занимаюсь поиском. Надеюсь, удастся проследить жизненный путь героя, — сообщила нам по телефону Мария, которая сразу после завершения Вахты уехала назад, в Мурманск, чтобы заступить на очередную арктическую смену.
Разрушительница стереотипов
Вообще, Мария из подмосковного Подольска. У неё в детстве, как у любого другого ребёнка, была тяга к приключениям. Она много читала, и особенно ей нравились книжки про полярников. Это отчасти и повиляло на желание стать покорителем Арктики.
После школы она без проблем поступила в столице в Государственную академию водного транспорта.
— Сейчас в мореходках много девушек, и этим уже давно никого не удивишь, — продолжает собеседница. — Но одно дело — постигать азы судовождения в учебных классах и на плавательной практике, и совсем другое — после получения диплома устроиться на флот. Сколько раз я слышала: мол, мало того, что нет опыта работы, так ещё и женщина…
В общем, после нескольких тщетных попыток получить место на арктическом судне она отправилась на Дальний Восток третьим помощником на сухогруз «Капитан Конкин». Перевозил корабль в основном свинцовый и цинковый концентраты. Рейсы длились по шесть-семь месяцев. Мария признаётся, что было нелегко, но она справлялась. И если поначалу члены мужской команды постоянно её «цепляли», то потом, с каждым новым выходом в море, их отношение менялось — Кочегарову стали ценить и уважать как специалиста.
— Два года отработала на Дальнем Востоке, но не оставила мечту побывать на Северном полюсе. Однажды приняла решение: перебраться жить в Мурманск и добиваться своей цели. И вот когда лично пришла в офис Атомфлота с документами, подтверждающими практический опыт в длительных рейсах, меня взяли третьим помощником капитана на ледокол «50 лет Победы», — с гордостью заявила полярница.
Мария уже четыре года служит на атомоходе. Каждый день в свою вахту на ходовом мостике она прокладывает путь следующим за их судном кораблям.
Она научилась «читать» лёд — анализировать характеристики торосов, сплочённость и сжатие толщи и многие другие показатели. Говорит, что когда «особо сложный» лёд, то ледокол идёт медленно, и в такие моменты многое зависит от решений команды, которая несёт вахту на навигационном мостике.
— Работа многозадачная, ответственная, но уже привычная. Для меня самое сложное в рейсе — подолгу не видеть близких и вставать на дежурство к четырём утра. Особенно зимой: полярная ночь гораздо тяжелее полярного дня. Солнышка не хватает. Но я всё равно безумно люблю свою профессию, мне приятно осознавать, что делаю что-то важное и могу не раз побывать в месте, которое мало кому выпал шанс посетить, — на Северном полюсе, — делится третий помощник.
И смеясь, добавляет, что на ледоколе ей окончательно удалось расправиться с мужскими стереотипами: команда теперь точно уверена, что женщина на корабле, да ещё и рыжеволосая — это к счастью.

Солдатский путь
В поисковом движении наша героиня с подросткового возраста. Когда училась в школе, ходила в Подольске на занятия военно-патриотического клуба. И тогда же впервые вместе с другими ребятами приехала в Демянск и воочию увидела, как и в каких условиях работают отряды, как находят останки красноармейцев, как по личным вещим, обрывкам писем, нацарапанным на ложках именам и фамилиям собирают информацию о людях, разыскивают родственников.
С тех пор она старается не пропускать Вахты Памяти. Чаще приезжает в Демянск, но ещё принимала участие в поисках под Кандалакшей, в Тверской области, в Подмосковье, на Кавказе.
— Можно много книг прочитать про Великую Отечественную войну, запомнить военные операции, даты, информацию про полководцев, но это не приближает к пониманию тех событий. А вот когда самостоятельно находишь павшего бойца, внутри тебя всё меняется, потому что этот человек — чей-то сын, возлюбленный, отец, брат, друг — десятки лет пролежал в земле, и о нём ничего не было известно, а ты поднял его останки, вернул из небытия. Под Демянском много мест, где шли кровопролитные бои и большое количество погибших, которых нужно отыскать, — подытожила Мария.
* * *
Сейчас Кочегарова уже приступила к обязанностям третьего помощника капитана на ледоколе «50 лет Победы». Судно получило задание: проводить корабли по Северному морскому пути — вдоль арктического побережья России.















