На будущей неделе, 9 декабря, сотрудники областного Следственного управления Следственного комитета России вместе с другими коллегами в погонах будут отмечать общий для них праздник — Международный день борьбы с коррупцией. О том, как борются с мздоимством в нашем регионе, мы поговорили с руководителем отдела по расследованию особо важных дел Денисом ФОМИЧЕВЫМ. Сотрудники этого отдела расследуют коррупционные дела.
— Денис Леонидович, портрет среднестатистического новгородского коррупционера изменился?
— По опыту нашего управления, это люди разных социальных слоёв, но в большинстве своём это так называемая «беловоротничковая» преступность — люди, имеющие по занимаемой ими должности доступ к властным полномочиям, которыми и злоупотребляют.
Это, к сожалению, наши коллеги из органов внутренних дел, сотрудники других правоохранительных органов, представители власти. Как правило, исполнительной. Как раз недавно мы возбудили уголовное дело в отношении бывшего министра сельского хозяйства Новгородской области Виктора Витвицкого. Его подозревают в получении взяток в размере более 6,5 миллиона рублей. Деньги предназначались за действия в интересах бизнесменов, которые получали субсидии и гранты на свои проекты. Он подсказывал фермерам, что, например, поступили федеральные деньги и можно подавать заявку. Другими словами, оказывал покровительство конкретным аграриям.
Были в нашей практике в разные годы и уголовные дела в отношении глав районов, сельских поселений. Преступления, которые совершают главы муниципалитетов, обычно связаны со злоупотреблениями при исполнении муниципальных контрактов, взаимодействии с бизнесом — когда растрачивают или присваивают бюджетные средства либо совершают мошеннические действия. К примеру, работы по муниципальному и государственному контрактам выполняют ненадлежащим образом или вовсе не выполняют, но их оплачивают из бюджета.
Преступления сотрудников правоохранительных органов тоже связаны с их должностными полномочиями. В частности, в этом году следователь нашего отдела окончил расследование уголовного дела в отношении бывшего оперуполномоченного УМВД Великого Новгорода. Он за деньги передавал посторонним информацию, являвшуюся охраняемой тайной. Через него наводили нужные справки, за что он и получал деньги.
Закончили и уголовное дело в отношении бывшего заместителя начальника полиции УМВД области, которому инкриминируют получение взятки и мошенничество. К нему обращались предприниматели по разным вопросам, по дружбе, так сказать, — для решения спорных ситуаций с полицией. К примеру, сотрудники ОВД приезжали на предприятие, действуя законно, в рамках своей компетенции, а он мог попросить их не вмешиваться в работу компании. Или корректировал работу нарядов полиции в чужих интересах. Служба службой, а дружба дружбой. Их надо отделять друг от друга, а он не делил.
Сейчас у нас находится в производстве уголовное дело в отношении высокопоставленного сотрудника областного управления Федеральной налоговой службы. Он имел доступ к автоматизированным информационным системам ФНС и оказывал представителю частной компании из Санкт-Петербурга услуги по нелегальной проверке контрагентов на предмет налоговых рисков. Получил за это взятку в 155 тысяч рублей. Человек, призванный такие преступления выявлять, фактически создавал условия для их совершения и укрывания.
За этот год следователи завершили расследование 41 дела и направили в суд 22. Главные «поставщики» материалов, по которым возбуждают такие уголовные дела, — областные управления МВД и ФСБ.
— Тех, кто давал взятки, тоже накажут?
— В соответствии с законом, тех, кто совершил преступление по статье «Дача взятки», освобождают от уголовной ответственности, если они добровольно сообщили об этом следствию либо активно способствовали раскрытию и расследованию преступления.
Как правило, уголовные дела возбуждают в отношении получателей взяток. Во время расследования устанавливают все обстоятельства преступления, в том числе и то, как действовали взяткодатели. На завершающей стадии следствия материалы в отношении них выделяют в отдельное производство, возбуждают уголовное дело, которое, при наличии оснований, прекращают. Если оснований нет, взяткодатели не способствуют следствию, уголовное дело в отношении них тоже направляют в суд. Такую норму ввели в законодательство, чтобы борьбу с коррупцией сделать более эффективной.
Злоупотребления на госслужбе — преступления в подавляющем большинстве латентные, скрытые. Если нет материалов оперативно-разыскной деятельности, которые свидетельствуют о даче и получении взяток, очень непросто доказать и установить причастность виновных к таким преступлениям.
— Хватает ли законодательных инструментов для расследования коррупционных дел?
— Их достаточно. Похожие законодательные преференции для взяткодателей, о которых я рассказал, распространяются и на посредников в передаче взяток. Кроме того, довольно давно в России действует институт досудебного соглашения о сотрудничестве. Подозреваемый или обвиняемый может заявить ходатайство о сотрудничестве со следствием. Следователь, если считает возможным его удовлетворить, направляет его в прокуратуру, где принимают окончательное решение — заключать или не заключать.
В соглашении фигурант берёт на себя различные обязательства. Например, дать показания о неизвестных следствию преступлениях или лицах, которые их совершили. Если информация подтверждается, он может рассчитывать на определённые льготы при назначении наказания.
Но одного желания фигуранта заключить соглашение недостаточно. Важно, чтобы следователь или прокурор сочли, что та информация или объём сведений, которые готов сообщить фигурант, стоят того, чтобы он заслужил полагающиеся в таких случаях преференции.
— Часто такое практикуют в новгородском следкоме?
— Такие соглашения заключают, но это, скорее, исключение из правил. Это происходит в случае, если мы понимаем, что исчерпали все свои возможности, и есть уверенность, что подозреваемый или обвиняемый действительно владеет ценной информацией. Но опять-таки законодатель предусмотрел: если после заключения соглашения гражданин нарушил условия соглашения, оно может быть расторгнуто.
В течение 2025 года в производстве следователей СУ СКР по Новгородской области находились 107 уголовных дел по коррупционным статьям: «Получение взятки», «Дача взятки», «Превышение должностных полномочий», «Злоупотребление должностными полномочиями», «Посредничество во взяточничестве» и другим статьям, предусматривающим ответственность за коррупционные преступления. 79 из них возбудили в уходящем году.
— Есть примеры, когда следователи сталкивались с «достойным противником» и было сложно доказать его вину?
— Это вопрос и профессиональный, и в каком-то смысле житейский. С моей точки зрения, следователи должны исходить из того, что все «противники» — достойные. Если следователь думает по-другому, он проиграл. Кстати, это касается не только нашей работы, а и вообще жизни. Как только начинает казаться, что перед тобой человек, который ничего не понимает, что он слабее и глупее, — ты проиграл. Или сильно рискуешь проиграть.
И во-вторых. Вот вы сказали «противник»... Это, безусловно, правильное слово, но нельзя забывать и о том, что все подозреваемые и обвиняемые — люди. Даже в таких обстоятельствах, в условиях расследования уголовного дела никто не отменяет ничто человеческое. Всегда можно и нужно постараться найти подход к любому человеку в любом статусе. Чтобы, с одной стороны, подтолкнуть его к правильным решениям, а с другой — эффективно и в соответствии с законом выполнить обязанности следователя.















