Среда, 04 февраля 2026

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Мария Клапатнюк

Универсальная флейта

Детская мечта играть на пианино привела новгородку Ольгу Фролову в народный оркестр

Ольга Фролова: «Мама сказала, что флейта — очень красивый инструмент! И я с ней согласна!»

Ольга Фролова: «Мама сказала, что флейта — очень красивый инструмент! И я с ней согласна!»

Фото: из архива Ольги ФРОЛОВОЙ

Нынешний творческий концертный сезон для Новгородской областной филармонии имени А.С. Аренского — 81-й. А для Ольги ФРОЛОВОЙ, флейтистки Оркестра русских народных инструментов имени Бабанова, — 18-й: такое вот зеркальное созвучие.

Флейта — инструмент удивительный и универсальный, она уместна и хороша в любом музыкальном собрании: камерном, симфоническом, духовом, народном оркестрах. И Ольга знает об этом не понаслышке: за годы занятий музыкой она играла в самых разных коллективах. Но сердце отдала оркестру русских народных инструментов. Накануне его 25-летия «НВ» поговорили с флейтисткой о выборе профессии, силе духа и вдохновении. В общем, о музыке.

Ольга, почему именно флейта?

— Я, как и многие советские девочки, любила фортепиано. Это была моя мечта! Но пока решились купить инструмент, мне уже исполнилось 10 лет. Меня приняли в музыкальную школу № 3, но преподаватели сказали, что начинать обучение на фортепиано поздно! На выбор предложили инструменты: флейта, балалайка, баян, домра. Мама сказала, что флейта — очень красивый инструмент. Я была с ней согласна полностью. И тогда, и сейчас. Интересно, что играть на флейте меня всегда учили преподаватели-кларнетисты.

Были периоды: надоела музыкальная школа, оставьте меня в покое?

— Были, естественно. В какой-то момент захотелось бросить музыку, серьёзно заняться танцами. Но преподаватели музыкальной школы меня вернули в нужное русло, наверное, видели потенциал, или, как говорится, «от судьбы не уйдёшь». Я и сегодня очень радуюсь тому, что не бросила музыку. Учитель по специальности Юрий Колесов спросил меня: «Ты будешь поступать в музыкальное училище?» Я сказала, что да! Мне просто очень хотелось его порадовать, чтобы он мною гордился. И мама добавила: «Станешь учителем музыки, будешь заниматься с одарёнными детьми. Прекрасная женская профессия». В общем, об игре в оркестре я никогда не думала всерьёз. Хотела быть учителем музыки. Поступила в музыкальное училище, там моим преподавателем был Дмитрий Романов, строгий наставник, у которого не забалуешь. Благодаря этим двум учителям я чётко поняла, что свяжу свою жизнь с музыкой. Высшее образование получила в НовГУ. Пять лет специальностью было фортепиано, государственный экзамен сдавала, исполняя произведения на рояле, — сбылась детская мечта! А потом дело дошло и до оркестра.

Сразу согласились?

— Об оркестре русских народных инструментов я знала уже в училище, сама же играла в духовом. Там громко, весело, маршевый темп, я привыкла к этому звучанию. Параллельно наблюдала за народниками. Виктор Григорьевич Бабанов создал в филармонии первый профессиональный оркестр русских народных инструментов. Он набирал музыкантов из выпускников музучилища, меня тоже приглашал, но я тогда работала преподавателем флейты в Школе русского фольклора «Кудесы». Там в течение 10 лет выступала как исполнитель и, видимо, «зрела» как артист. Мне нравилось учить детей, но играть самой нравилось ещё больше. Когда я была в декретном отпуске, поступил звонок с приглашением в оркестр, и тогда я не раздумывая согласилась. Уже через неделю на первом концерте солировала в произведении «Одинокий пастух». Кстати, после духового оркестра в народном было непривычно: здесь нюансировка, всё вкрадчиво, тихонечко. Сначала мне даже не хватало мощности звучания медных духовых инструментов. Зато теперь я прониклась и чувствую всю прелесть народных инструментов.

Сколько времени посвящаете музыке?

— Всё моё свободное время я отдаю музыке. Занятия на инструменте должны быть ежедневными. У меня есть материал, на чём я разыгрываюсь, — для души, плюс обязательная программа. У нас очень большой объём материала для изучения: с приходом нового дирижёра Артёма Белова наступили радикальные перемены. Если раньше мы готовили 4–5 новых программ в год, то сейчас исполняем новую программу каждый месяц.

И как с этим справляться?

— Но ведь это же интересно! Ты этим живёшь! Вечером выходишь с основной работы и бегом на репетицию, там открывается второе дыхание. Я довольна, и меня устраивает такой ритм жизни. Артист оркестра постоянно должен быть в тонусе, должен быть здоров, потому что если заболеешь, то подведёшь коллектив. Я потому, наверное, и не болею — концертный график не позволяет. Думаю, когда человек на позитиве и драйве, то и болезни не прилипают.

За 18 личных творческих сезонов выработали правила выхода на сцену: чтобы без нервов и не растерять наработанное?

— Самое главное — быть готовым на 200%. Тогда можно преодолеть и волнение, и любой уровень сложности.

Сейчас мы играем много современной музыки и иногда на старте совершенно не понятно, «как тут играть». А потом вникаешь и уже получаешь удовольствие от того, что ориентируешься в хитросплетениях ритмов, размеров, тональностей, динамики и можешь играть легко. А потом… Потом приходит дирижёр и добавляет каких-то новых нюансов и фишечек. Вот тогда становится совсем хорошо!

Как вам работается с Артёмом Беловым?

— Артём Валерьевич очень требовательный и очень энергичный дирижёр. Это в нём и нравится. Он проявляет большое внимание ко всем деталям и учит этому нас. Например, раньше я играла только на большой флейте. Но Артёму Валерьевичу важны детали. Если в партии несколько тактов исполняет свистулька-птичка или блокфлейта, то инструмент надо менять. Казалось бы, что там эти два такта? Или приём frullato на динамике piano в нижнем регистре — его, может, и не услышат, но наш дирижёр будет его ждать! Он уверен, что выполнить нужно так, как написано. А прописывает нам все детали он сам. Весь нотный материал проходит через обработку Артёма Валерьевича. Иногда впервые открываешь партию и думаешь: «Я так не смогу!» А он говорит: «Сможешь!» Всегда верит в нас, помогает преодолеть любые сомнения. От этого мы и сами начинаем больше в себя верить. Я вот теперь играю на большой флейте, блокфлейте, птичке и очень мечтаю о флейте-пикколо, которая просто необходима для исполнения нового репертуара.

А в принципе флейта, она какая?

— Флейта — это воздух, это атмосфера, солнечные блики, нежный ветер. Очень красивая краска. В общем, это инструмент, который не лишний в любом собрании музыкантов и украсит любое произведение.

Кстати, вы же играли и в камерном оркестре?

— И это было прекрасно! Флейта создана для исполнения классики. Это ценный опыт для моего исполнительского роста. Правда, это совсем другая, особенная история в сравнении с народными инструментами. Ещё мне посчастливилось попробовать себя в составе симфонического оркестра под управлением дирижёра Льва Дунаева. Я играю в программе Rock Сover Show и очень благодарна, что в филармонии у музыкантов есть возможность участвовать в разных проектах. Наше руководство поддерживает все идеи сотрудничества разных коллективов. Благодаря этому у меня есть опыт работы в музыкальных спектаклях театра драмы имени Ф.М. Достоевского. В общем, есть простор для творчества!

Ваши личные предпочтения в музыке?

— Мне нравится самая разная музыка. Но особый интерес сейчас я испытываю к музыке современных композиторов и, в частности, к авторской музыке Артёма Белова. На самом деле нам очень повезло, что наш дирижёр ещё и талантливый композитор. Мне откликается его музыка: она необычная и интересная. Особенно приятно, что дирижирует сам автор. Это потрясающий опыт. Артём Валерьевич постоянно выводит нас из зоны комфорта, предлагает эксперимент. Это очень бодрит и вдохновляет.

После основной работы вы приходите в филармонию на трёхчасовые репетиции. Плюс ежедневные занятия дома. Откуда силы на всё?

— Точно не отвечу. Но знаю, что мне без этого будет скучно. Отказаться от оркестра ради свободного времени и отдыха я бы точно не смогла. Особенно сейчас, когда мы набрали силу, пришли в нынешнюю форму. Мы все заряжены на результат, всем хочется коллективного большого творчества.

А ещё чего хочется? Вам и оркестру?

— Оркестру желаю новых и хороших инструментов — для музыканта это действительно очень важно. А ещё хотелось бы больше гастролей.

Хочется аншлаговых концертов: мы же играем не для себя. Вернее, не только для себя. Поэтому хочется делиться радостью творчества и получать эмоции слушателей в ответ. И я уверена, что всё сбудется!

Теги: Великий Новгород, филармония, музыка

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Новгород должен сиять»

«Новгород должен сиять»

Генеральный директор музея-заповедника Сергей БРЮН имеет в виду не только подсветку памятников

21.01.2026 | Собеседник

Командный труд

Командный труд

Один из столпов Новгородской филармонии готовится отметить юбилей

14.01.2026 | Собеседник

Особо важные дела

Особо важные дела

Новгородцев, перепутавших службу и дружбу, продолжают находить и наказывать

03.12.2025 | Собеседник

Я справляюсь!

Я справляюсь!

О двух семьях и любимой профессии рассказывает актриса, режиссёр и мама Людмила ПАВЛЕНКО

26.11.2025 | Собеседник

«Всё в этой жизни делают люди. Какие люди, такие и дела»

«Всё в этой жизни делают люди. Какие люди, такие и дела»

Этот афоризм придумала первый новгородский омбудсмен Галина Матвеева

12.11.2025 | Собеседник

За Полярной звездой

За Полярной звездой

Каждый год жительница Мурманска Мария КОЧЕГАРОВА, возвратившись из очередного рейса на атомном ледоколе, едет в Демянск, чтобы принять участие в работе поискового отряда

12.11.2025 | Собеседник