В Новгородском районном суде рассматривается уголовное дело продавцов «соли»
«Соль», «кристаллы», «магия» — это тяжёлый синтетический наркотик альфа-пирролидиновалерофенон. Название мудрёное, а так — сравнительно дёшево и довольно сердито: стоит немногим более тысячи рублей за дозу, но вызывает привыкаемость со второго-третьего раза. Причём второй раз бывает не у всех, ведь не каждый организм может пережить первичный шок. Но именно «кристаллы» выходят сейчас на лидирующие позиции на рынке наркоты. Выращивать их не надо, производство сугубо лабораторное, а современные технологии коммуникации позволяют довольно успешно конспирировать доставку и сбыт.
И тем не менее на скамье подсудимых — сразу 10 наркоторговцев. Скамеечка могла бы быть и длиннее, но одна из участниц преступного сообщества заключила досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием и уже осуждена к 9 годам лишения свободы. Другая решила доверить свою юную судьбу суду присяжных, и буквально на прошлой неделе они признали её виновной. Как иначе? Масса улик: девять свидетельских показаний, два килограмма «дури», найденных на съёмной квартире, весы... Всего при задержании фигурантов уголовного дела было изъято более 5 килограммов наркотиков. Это как минимум 10 000 доз. В деньгах — более 10 миллионов рублей.
Заместитель начальника уголовно-судебного отдела прокуратуры Новгородской области Георгий ЖУКОВ поделился с «НВ» подробностями о том, как работал новгородский «солёный прииск».
«Kolbasa» с соцпакетом
Для начала государственный обвинитель развернул схему-чертёж преступного сообщества, действовавшего под прикрытием интернет-магазина. Кстати, помимо криминалистов, первыми её увидели присяжные. Иерархия в объёме — стрелочки, прямоугольнички со вписанными в них «должностями». Человек с верхнего этажа — хозяин и главный бенефициар — неизвестен. Не знаем мы и того, где производились «кристаллы», продаваемые в Великом Новгороде. Правда, в деле есть свидетельские показания, указывающие на заграницу.
От следующего номера в классификации есть только ник — «kolbasa177». Это — управленец, распорядитель или куратор. Замыкает конторский состав менеджер по кадрам, вербующий в сети прочий персонал.
Под чутким руководством куратора закладчики прячут товар в условленных местах. Обычно задание (с фотографией и текстовым описанием) приходит им на телефон. У рядового закладчика есть шанс слегка приподняться по службе, став хотя бы держателем склада. Кладовщики периодически выезжают за товаром за пределы области. А хоть бы и на такси! Им платят командировочные. Оплачивается даже стоимость съёмной квартиры по месту постоянного жительства. И зарплата на уровне — 40–50 тысяч в неделю. Компания с чистым сердцем позиционировала свой бизнес как социально ответственный.
Для тех, кто не ценит заботу начальства, есть санкции. Допустим, сделанную тобою закладку нашёл не тот, кому она была предназначена. Ответишь рублём! А если ты сам «чайка» (вор то есть) — тогда держись. В общем чате будет опубликована лицензия на охоту. Стрелять не станут, но будет больно.
Есть ещё такое звено, как граффитчики. Их к уголовной ответственности не привлечёшь, но эти ребята за денежку тоже работают на компанию — рисуют по городу её «логотип».
Весь покрытый зеленью
В данном случае это был сайт ibizza7.biz. Сейчас он, и это понятно, как бы на ремонте. Но, по оперативным данным, «солью» торгуют снова, теперь уже на площадке «Hydra». Это похоже на злую усмешку наркодельцов. В греческой мифологии «гидра» — неубиваемая змеюка, у которой вместо отрубленных голов отрастали новые.
Что касается предыдущего адреса, тут всё было куда менее мрачно. Ибица — испанский остров в Средиземном море. Сосны, финики, оливки. Солнце и вода. Курорт. Да что там, рай, как его понимают в краю, накрытом серым небом. И рай очень демократичный — общедоступный вход через специальный браузер. Бесплатный! Гарантирующий полную анонимность! Добро пожаловать на виртуальную Ибицу в «Тёмном Интернете» («Darknet»).
«Соли» — это сильнейший эйфоретик, вызывающий прилив сил, невероятную уверенность в себе. Я всё могу. Хоть с крыши шагну — мне ничего не будет. А потом эйфорию сменяют подавленность и страх. И это — заколдованный круг от дозы к дозе. И только один способ спастись — никогда этого не начинать. И, кажется, он уже был. Но всё это потом. Много кого оно пугает, когда человеку «…надцать» лет?
«Это просто «иззи»
Регине П. — 21. Уже или только? Это та самая девушка, которая пожелала, чтобы её дело рассмотрел суд присяжных. Возможно, по совету своего адвоката. Всё указывает на то, что она была держателем склада. Переписка, разговоры. Да, за ней следили, её вели. Например, есть запись разговора, из которого следует, что в деревне Тютицы она получила от курьера килограмм наркотиков.
Вину свою она не признаёт. По крайней мере пока. Мы не знаем, что там у неё в душе, но из материалов дела она предстаёт циничной девчонкой. Вот она откровенничает с молодым человеком о своём статусе: «У меня такая система в работе, что те, кто ниже меня, могут заработать больше. Но прикол в том, что я-то защищённее, чем они. Их очень легко спалить. Это просто «иззи». Это как пушечное мясо».
Весьма самонадеянно с её стороны, но факт: квартиру-склад она арендовала в доме, в котором располагался опорный пункт полиции. Судя опять же по материалам дела, вся её складская работа укладывается в отрезок времени с сентября по декабрь 2018 года. А вообще деятельность преступного сообщества происходила с июля 2018 по март 2019 года. Вакансию, образовавшуюся после ареста Регины, заполнила Надежда М. Тоже ненадолго. Сменщица вдвое старше. В отличие от Регины, дочери обеспеченных родителей, она нуждалась в деньгах — у неё были долги. Надежда откровенно рвалась в передовики: она и закладчица, и кладовщица, и кадровик! Чтобы хоть как-то облегчить свою участь, ей ничего и не оставалось, кроме как пойти на сотрудничество со следствием.
Как легко списать жажду других денег (не таких, как на обычной работе) на материальные затруднения. Вот молодые сожители. Брака нет, ребёнок есть. И ждали ещё одного. Парочка попалась на закладке. Парень пытался себя выгородить, заявив: «Я просто ей помог. У неё живот большой, не могла наклониться. Вот я и поднял». Потом при обыске дома нашли и его собственные наркотики.
Ещё один арестант — откровенно прожжённый закладчик. Говорит с вызовом: «Да, занимался. И продолжал бы, если бы вы не арестовали».
Следующий персонаж — сам наркоман. В день похорон матери он просто укололся и остался дома. Какое ему дело до других? Сколько народа из-за таких, как он, подсядет на эти чёртовы «соли»? Сколько умрёт?
В их сегодняшнем пребывании в СИЗО есть по крайней мере одна польза: никто из них не колется. Если в буквальном смысле...
* * *
СО СУ СКР по Новгородской области в городе Великом Новгороде расследует уголовное дело в отношении студентов строительного колледжа, которые, будучи несовершеннолетними, распространяли наркотики. По совпадению в этом же учебном учреждении училась и одна из продавщиц с интернет-острова.
Георгий ЖУКОВ, гособвинитель:
— По ряду причин это уголовное дело и этот процесс надо рассматривать как имеющий большое значение прецедент. Как расценить использование суда присяжных? Как призыв к милосердию? Ну, оступилась девушка, давайте же не будем ломать ей жизнь, дадим ещё один шанс. А ведь те 2 килограмма наркотика, которые были у неё дома, это как химическое оружие! Если общество будет прощать такие преступления, то это просто катастрофа. Очень надеюсь, что наркомафии дан чёткий сигнал, что суд присяжных — не средство, чтобы выйти сухим из воды. И нам не будут доказывать, что чёрное — это белое. Например, отрицался факт наличия преступного сообщества. На том основании, что они там друг друга даже толком не знают. Мы живём в XXI веке, а не в те замечательные времена, когда разбойничьи шайки весело пировали в лесу у костра, деля добычу. Наше время — это время высоких технологий, гаджетов и хитрых людей. И анонимность, засекреченность — как раз признак преступной схемы. Сегодня наркобизнес — не только элемент теневой преступности. Это угроза национальной безопасности, тихий геноцид, форма необъявленной войны. Вопрос стоит предельно просто: кто кого?