Пятница, 22 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Габиль сказал, что он не гатиль*

Почему лидер этнической ОПГ хотел, чтобы его судил русский народ?

Как ожидается, сегодня в Новгородском областном суде будет оглашён приговор по резонансному делу чёрных риелторов, специализировавшихся на столичной недвижимости, владельцев которой они вывозили в нашу область и убивали.

По делу проходят пятеро: Габиль Велиев, Сурхай Гейдаров, Гусейн Гусейнов, Эмин Салимов и «примкнувший к ним» Александр Аверкин. Бывший житель подмосковного Клина сам стал бездомным, но его оставили в живых, и он превратился в душегуба-исполнителя.

Ещё двое — Махир Пашаев (племянник Велиева и, по версии следствия, его правая рука) и Жанна Паршук были осуждены в прошлом году. Они — досудебщики, согласились сотрудничать со следствием, поэтому их уголовные дела рассматривались в особом порядке.

«НВ» рассказывали о деле Паршук («Приглашение на казнь», 14.04.2021). Эта дама уговорила москвича Юрия Рогозина, за которого, по её словам, чуть ли не замуж собиралась, посмотреть дом в Боровичах. «Какой-то дом он действительно увидел. Даже посидел там за накрытым столом. Хотелось бы думать, что хорошо посидел. Лучше бы ему было оказаться просто пьяным, когда его привезли в лес», — это из нашей прошлогодней публикации.

На скамье подсудимых должен был бы побывать и некий Керимов, но данного персонажа пока ищут. С Керимовым получается ОПГ из восьми участников. На их совести — по меньшей мере семь убийств, совершённых на Новгородчине. В основном в Боровичском районе, но есть криминальные эпизоды и на территории Любытинского и Окуловского районов. По оперативным данным, группа Велиева оставила зловещий след не только в нашем регионе. В настоящее время продолжается расследование убийств, совершённых на Смоленщине.

Между тем всё это — истории 2007–2008 годов. Это преступления без срока давности, но возникает вопрос: почему так долго велось следствие?

— Безусловно, это была сложная задача — собрать цепочку из разрозненных эпизодов, — говорит государственный обвинитель Георгий ЖУКОВ. — Начиная со случайно обнаруженных в лесу у дороги Боровичи — Любытино полуобгоревших трупов Юрия Рогозина и Анатолия Савельева. Надо было установить, кто эти люди. В деле ОПГ практически нет свидетелей преступлений. Надо было разобраться, как жертвы попали в нашу область. Когда наконец стала складываться некая общая картина, то дело было изъято у региональных органов и передано к производству в центральный аппарат СКР. Обвинительное заключение утверждалось заместителем Генерального прокурора.

Зондербанда

Следующий вопрос Георгию Жукову: почему выбор преступников пал на Боровичи?

— Когда их лидер Велиев пришёл к мысли, что для беспрепятственного завладения недвижимостью проще всего убивать, то нужно было подыскать надёжного человека и место. Выбор пал не на Боровичи, а на осевшего там земляка Гусейна Гусейнова. У того был дом и довольно большое хозяйство с фермой в деревне Качалово. Но Гусейнов был не прочь подзаработать любым способом.

Двое потерпевших — Лариса Александрова и Юрий Поляков — были задушены и закопаны прямо на скотном дворе Гусейнова, в каких-то нескольких десятках метров от его дома. Как, Гусейн, не мешало есть, пить, в баню ходить? Видимо, нет.

— Возможно, кому-то моё сравнение покажется неуместным, — продолжает гособвинитель, — но, зная материалы дела и наблюдая этих людей воочию, я вспоминал процесс по геноциду, устроенному нацистами в деревне Жестяная Горка. Как латышские каратели развлекались — катались с горки на лыжах, пили водку. А потом вели людей на расстрел. Это был их нормальный распорядок дня. Нормальный — для людей, потерявших в себе человеческое, превратившихся в нечто бездушное, механическое.

Подобные ассоциации возникают не только у прокурора. Невольно подумаешь, что из того же Аверкина в иное время вышел бы превосходный полицай. С перспективой карьерного роста в палачи. Москвич Сергей Корчагин, заживо закопанный в лесочке возле Качалова, — его работа. На суде Аверкин пытался себя как-то выгородить. Мол, нечаянно столкнул Корчагина в яму в ходе ссоры. Тот упал, и всё — не шевелится. Ну и закопал тогда. Представляете, привозишь человека из столицы в сарай, держишь впроголодь, только поишь, потом в соответствии с поступившими инструкциями ведёшь его к заранее выкопанной яме, а тот — в претензию. Не знаем мы, как всё было в точности. Только экспертиза установила, что на теле Корчагина не было никаких повреждений, он задохнулся, не имея возможности выбраться наружу.

А Салимов? Какой красавец. С фантазией. Это же он взмахнул над головой Рогозина кувалдой.

Горе-простота 

А что общего у жертв, кроме печального конца? Как нетрудно догадаться, это были не вполне благополучные люди с социальной точки зрения. Одинокие, хотя и не без родни, склонные к выпивке и наивные до потери чувства самосохранения. Зачем им надо было в Боровичи? Савельев повёлся на то, что там много леса и деревообрабатывающих предприятий. Значит, нет проблем с трудоустройством. Он же — плотник! Между собой они его так и называли: плотник. В насмешку. А мясник Гусейнов его зарезал.

Самой старшей из жертв, Лилии Константиновой, было 77 лет. Её тоже «посадили на поезд». Салимов отвёз женщину в лес и, нанеся несколько ударов ногой, наступил на горло… Хотя убийца следствию всё рассказал и показал место, где бросил тело жертвы, найти останки так и не удалось. Можно лишь предположить, что там побывали лесные звери. Настоящие, не эти в человечьем облике.

И последняя в этом мартирологе — Ирина Мищенко. Похоже, она надеялась на возобновление отношений с Сурхаем Гейдаровым. Тот уговорил её на романтическую поездку: шикарные места, пикник, всё такое. Ну да, ели-пили на фазенде Гусейнова, даже были так любезны, что пообещали отвезти на вокзал и посадить на поезд. Но отвезли в лес у деревни Алёшино. А там дожидались Салимов с верёвкой и яма.

У Гейдарова работа в банде была шофёрская. Про Мищенко, с которой сожительствовал, он бы никогда не вспомнил, если бы не её квартира в Зеленограде. Убийство женщины — его личная инициатива, поддержанная фермером Гусейновым. Компаньонам захотелось заработать отдельно от их главаря Велиева. Тот вроде как прижимист был, мог даже не заплатить за труды.

Легенда о двойнике

Кто же он — Велиев Габиль Минасдан оглы? Гражданин Азербайджана. И как бы предприниматель.

— Да, он позиционировал себя как бизнесмен, — рассказывает Георгий Жуков. — Говорил, что сфера его деловых интересов — овощи, запчасти, шаверма. Что на жизнь ему вполне хватало, в деньгах не нуждался. И, следовательно, у него не было никакого мотива добывать средства преступным путём. Однако его изобличали его же сообщники. Кроме показаний Пашаева и Паршук, важным материалом для доказательной базы стали показания Гусейнова, в том числе и зафиксированные на видео, которое было продемонстрировано присяжным заседателям. Это очень существенно для понимания, поскольку на суде данный фигурант предстал версией себя прежнего — этакий Гусейнов 2.0. Он выдвинул фантастическую версию, что в Москве, где, по мнению следствия, он получал инструкции и команды от босса, он встречался с… полным тёзкой Габиля Велиева. С совершенно другим человеком, а не с этим, которого по какому-то страшному недоразумению судят. Меняли свои показания, путались, пытались запутать суд и другие фигуранты. Лишь Салимов, оказавшись в зале суда, полностью подтвердил сказанное им ранее следователям. И при этом отказался давать показания суду. Ему не хотелось произносить всё это снова. А Велиев до последнего выдвигал себе алиби. Утверждал, например, что на момент совершения преступлений его вообще не было в России. Всё это изучалось — его перелёты в Азербайджан и в Турцию. Это были непродолжительные отлучки, никак не препятствовавшие делать то, в чём его обвиняют. Это амбициозный (с претензиями на положение в криминальном сообществе) и жёсткий человек, требовавший от своих подручных безоговорочного послушания. Иногда с пистолетом в руке: «Убью, как собаку!». И ведь мог. Доказано им самим. В 1990-е Велиев был осужден за убийство — застрелил другого азербайджанца.

Именно Велиев был инициатором рассмотрения дела судом присяжных: «Я хочу, чтобы меня судил русский народ!». Пафосное заявление надо было воспринимать как выражение недоверия суду государства. Но и народ не оправдал оказанного ему «високого доверия». Суд присяжных вынес обвинительный вердикт.

Сторона обвинения предложила в качестве меры наказания Велиеву и Гусейнову пожизненный срок.

_____________________

* В переводе с азербайджанского — убийца (qatil)

*   *   *

Есть ли, нет ли у преступности национальности — мы не собираемся поддерживать общественную дискуссию. В данном случае национальность есть: в обвинительном заключении отмечено, что это — этническая организованная преступная группа. Она так создавалась. Её участники пользовались своим преимуществом перед жертвами, не понимавшими чужого языка.

А про то, что и у других народов тоже есть свои негодяи, мы и так знаем. Не прямым образом, а как бы опосредованно они присутствуют и в этом деле. Это так называемая «интеллектуальная поддержка» — сопровождение и обеспечение сделок. Судя по материалам дела, у данной ОПГ имелись покровители и помощники. В частности, в нотариате. Только не надо думать, что кругом всё куплено. Есть случаи, когда регистрационной службой сделки с недвижимостью были приостановлены как подозрительные. При этом владельцев квартир уже не было в живых.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Доступ к личному кабинету человека на сайте госуслуг открывает дорогу к его конфиденциальным данным.

Цифровая крепость

Взлом личного кабинета на сайте госуслуг может обернуться гораздо большими неприятностями

Задержанный в Боровичах дроп-курьер, обманувший по заданию телефонных мошенников почти на 800 тысяч рублей нескольких пожилых жителей Любытинского и Хвойнинского районов.

Обмануть любящее сердце

Телефонные мошенники по-прежнему стараются сыграть на родственных чувствах пожилых людей

У следователя-криминалиста немало работы с архивными документами.

Дело о близнецах

Новгородским следователям попался уникальный случай в истории российской криминалистики

В нарколаборатории по производству мефедрона.

Преступные химики

Как новгородские полицейские накрыли крупное производство синтетических наркотиков

Алексей Скородумов со статуэткой Шерлока Холмса на церемонии награждения победителей профессионального конкурса.

Демянский Шерлок Холмс

Из жизни одного из самых успешных участковых уполномоченных новгородской полиции

Задержание сотрудниками УЭБиПК УМВД области при силовой поддержке СОБР регионального управления Росгвардии главного подозреваемого.

«Скелеты» из шкафа

История одной аферы в 102 томах уголовного дела

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА