Почему важно поддерживать семейные традиции и здоровый образ жизни
Здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ) сегодня уделяется повышенное внимание со всех сторон — в вузах и школах, в СМИ, в стратегических государственных программах. Но ЗОЖ — это не только отсутствие болезней и физическая крепость тела, но и ещё психологическое и социальное благополучие, основы которого закладываются в семье. О его значении — наша беседа с заведующей новгородским Центром здоровья для детей, врачом-педиатром Ольгой ФЁДОРОВОЙ.
— Ольга Александровна, известно, что всё начинается с семьи. В каком возрасте у ребёнка должно начинаться формирование ЗОЖ?
— О правилах здорового образа жизни родителям нужно задумываться ещё до появления малыша, на этапе планирования его рождения. Чтобы он был здоровым, нужно, чтобы были здоровыми его мама и папа. Беременность — это тоже жизнь, здоровье ребёнка закладывается не с момента рождения, а с начала его внутриутробного развития. Каким будет первый срок беременности, зависит будущая жизнь ребёнка, будет ли он, став уже взрослым, страдать сердечно-сосудистыми заболеваниями, онкологией, диабетом. Питание матери, приём лекарственных препаратов, в том числе обезболивающих, её заболевания, вредные привычки — всё это отражается при формировании внутренних органов малыша. Среди них самая тонкая и чувствительная — это репродуктивная система. С каким количеством и качеством яйцеклеток девочка придёт в этот мир, таким и будет её материнство и соответственно жизнь её детей. Количество жировых клеток закладывается во внутриутробном периоде, поэтому беременным женщинам не стоит злоупотреблять сладким.
— Сегодня многие родители мотивированы заниматься физическим развитием своего ребёнка чуть ли не с пелёнок.
— Кормление грудью, массаж, гимнастика, бассейн — это всё прекрасно, но, к сожалению, запал на пути к здоровому образу жизни ребёнка у родителей постепенно пропадает. Когда он становится школьником, эта проблема — очевидна. Школьная программа сейчас очень сложная, но помимо неё родители стараются своего ребёнка отдать на занятия в музыкальные, художественные, спортивные школы и секции. В результате ребёнок загружен шесть, а то и семь дней в неделю. К урокам приступает в 7–8 часов вечера, что недопустимо. Ресурсы его нервной системы не выдерживают. Родители часто не понимают, что у детей она нежная. Как следствие, у ребятишек школьного возраста возникают тики, тремор, головные боли. Неврологи такой ситуации уже давно не удивляются.
— Что делать родителям, чтобы избежать этих проблем?
— Хотелось бы видеть совместную работу медиков, родителей и педагогов, чтобы появились родительские школы. Например, мамы с малышами регулярно приходят на приём к педиатру, а потому беседы проводятся. А вот что делать, когда дети становятся старше? Подростковый период — это нередко выброшенный этап жизни. Но в период взросления у человека каждый год происходят изменения в физиологии, в психологии. Дети становятся ранимыми, а родители не умеют с ними общаться. Поэтому так важно поддерживать семейные традиции. Иногда достаточно просто посидеть с подростком рядом.
— Какие бы темы вы вынесли на обсуждение родительской школы?
— ЗОЖ заключается не только в том, чтобы не пить, не курить, заниматься спортом и т. д. С подростками необходимо также деликатно обсуждать вопросы, связанные с половым воспитанием, по крайней мере, не замалчивать их. Нужно, чтобы родители знали, как меняется организм их детей, как это будет сказываться на их эмоциональном фоне. Разговор со специалистом, например, помог бы мамам и папам с учётом индивидуальных особенностей ребёнка выбрать для него спортивную секцию. Ведь у одного ребёнка превалирует выносливость, у другого — ловкость, у третьего — командный дух.
— Нередко советы ищут в Интернете.
— Было время, когда считалось, что Всемирная сеть — последняя инстанция. У современных грамотных родителей я наблюдаю другой подход: они уже в курсе проблемы своего ребёнка, обладают некоторой информацией, врачу проще строить беседу с ними. Родители обращаются к специалисту, чтобы разрешить свои сомнения, получить рекомендации. Часто на один и тот же вопрос можно получить ответ и «да», и «нет», но сказать его должен человек, обладающий компетенцией.
— Какой самый тревожный кризисный возраст ребёнка?
— Анализ состояния ребёнка с помощью системы возрастных кризисов с усреднёнными показателями не используется. Дети по своему интеллектуальному развитию изменились, каждому требуется персонифицированный, индивидуальный подход.
— И всё-таки — какое бы вы дали определение здоровому образу жизни в семье?
— Это гармоничные отношения между всеми её членами. Семья должна быть прежде всего полной. Однобокость в воспитании всё равно скажется на ребёнке. Когда в семье нет взаимопонимания, мама и папа выясняют отношения при детях — это уже деструкция, нездоровье. Для поддержания ЗОЖ необязательно заниматься физическими упражнениями или совершать регулярные пробежки. Если нет склонности к спорту, то и не надо — просто выходите чаще на прогулки вместе. Покажите, что вы важны друг для друга. Если ребёнок видит любовь и гармонию между родителями, он будет расти здоровым.
Фото Владимира МАЛЫГИНА