При взаимодействии меняется и человеческий организм, и COVID-19
Заведующий кафедрой микробиологии, иммунологии и инфекционных болезней ИМО НовГУ Георгий АРХИПОВ своим студентам, которые занимаются сейчас дистанционно, дал задание — собирать и анализировать из различных научных источников информацию о COVID-19.
— Да, вирус прежде был описан. Но тот, что в 2020 году начал свой путь по миру из Поднебесной, — отличается от известного нам. Китайские коллеги установили, что основными носителями исходного штамма нового коронавируса являлись летучие мыши. Но в цепочке передачи к человеку был промежуточный резервуар — животное. Находясь в нем, вирус изменился, и уже в переформатированном виде перешел к людям, а наша иммунная система оказалась не готова к нему.
— Георгий Сергеевич, но из того, что вы сказали, следует, что мутировать COVID-19 продолжает и сейчас…
— Конечно. Часто в социальных сетях спрашивают, почему по-разному реагируют на вирус люди одного возраста. Потому что мы все, исходя из особенностей наших организмов, делимся на четыре группы по реакции на инфекции. Иммунная система отличается, поэтому у одних заболевание проходит в легкой форме или вообще бессимптомно, другие же переносят его тяжело. Попав к людям, коронавирус пытается совладать с нами, меняется по ситуации, но и наш защитный механизм тоже маневрирует, ищет слабые стороны врага.
— На сегодняшний момент многие ученые сошлись во мнении, что без вакцины и лекарства COVID-19 не одолеть. Между тем власти продолжают призывать нас не выходить на улицу без крайней необходимости. Если вирус всё равно будет циркулировать, чем поможет самоизоляция?
— Изоляция людей способствует ослаблению COVID-19. Он держится на предметах, но непродолжительное время. Чтобы показать всю свою силу, ему нужен биологический материал. И чем его больше, тем агрессивнее вирус — именно поэтому так сложно погасить очаги там, где большое скопление людей. Оставаясь дома, мы замедляем скорость распространения коронавируса. Без новой подпитки его действие хоть и не прекращается совсем, но существенно ослабевает.
— Сейчас скептики, в том числе и некоторые учёные, говорят, что поскольку COVID-19 меняется, в вакцине нет большого смысла. А как вы думаете?
— Вакцина необходима. Над её созданием работают в лабораториях многих стран мира. Учёные форсируют процесс. Американские коллеги, насколько знаю, уже начали тестировать препараты на людях. В России пока изучается действие на животных. Клинические испытания планируются летом. Что касается эффективности вакцины, скажу, что в лаборатории Роспотребнадзора «Вектор» в Новосибирске её создают как раз с учетом мутации COVID-19. Специалисты разобрали коронавирус до мельчайших частиц. Выделили нити РНК. Да, мы имеем дело с меняющимся объектом, но константа у всех его модификаций общая. Вот по ней и будет бить вакцина, которую сейчас разрабатывают российские ученые.
— Чуть ли не каждый день сдвигаются по срокам прогнозы аналитиков о стабилизации в нашей стране эпидемиологической ситуации. Почему?
— В разработанные зарубежные математические модели развития ситуации Россия не укладывается. У нас слишком много факторов, являющихся переменными составляющими расчётов. Огромная территория с разными климатическими условиями, плотностью населения, неравномерным покрытием проезжими дорогами, что напрямую сказывается на перемещении людей, и прочие особенности. Под действующие математические модели более-менее подходит Москва, а вот показатели распространения коронавируса по регионам сильно отличаются. Поэтому-то и корректируются прогнозы. Но большинство российских экспертов полагают, что снижение заболеваемости начнется в июне.
— Сейчас высказываются предположения о второй, осенне-зимней волне коронавируса…
— К сожалению, такой сценарий не исключается. Но нужно понимать, что в свой следующий заход, если он случится, COVID-19 будет слабее, а мы, напротив, сильнее, поскольку постепенно у человечества вырабатывается коллективный иммунитет. Чтобы пройти этот этап с наименьшими потерями, нам нужно придерживаться известных рекомендаций — ограничить личное общение, соблюдать социальную дистанцию, использовать защитные и дезинфицирующие средства. Казалось бы, простые правила. Но, как показали предыдущие недели, они работают. Так давайте и дальше будем их выполнять.